Истоки арт-терапии

Арт-терапия сегодня является очень важной частью социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга» этот вид реабилитации активно используется, принося заметные плоды. Сегодня мы предлагаем узнать историю возникновения арт-терапии.

В 1942 году в Германии смелая и талантливая женщина вместе с мужем отправляется в Терезинское гетто. Взяв с собой краски, карандаши, кисти и бумагу — все то, что местная охрана не сочла опасным, она начала свою деятельность. Именно там, в детском доме, среди детей, обречённых на смерть, и зародилась арт-терапия. Фридл Дикер-Брандейс — это имя женщины, проводившей всё свое время в подвалах с маленькими детьми, творчеством и рисованием давая свободу, которой у них быть не могло. Рисунки для них стали спасением, возможностью на время окунуться в безмятежный мир, полный тепла и света.

Она раздавала детям каждый день новые задания, каждому заданию предшествовал маленький рассказ, после чего они принимались за работу. Без каких либо инструкций дети давали выход своим эмоциям.  Иногда Фридл не давала и темы, предлагая ученикам рисовать все, что им захочется. Иногда задания были смешные, в виде шуток. Художница считала, что нельзя оказывать на детей слишком сильное воздействие. Слушая указания преподавателя, ребенок может потерять личные способы выражения, соответствующие его жизненному опыту, а вместе с ними и сам опыт. Делая собственный выбор, ребенок становится смелым, искренним и терпеливым.  В этих занятиях Фридл видела способ реабилитации, выражения эмоций, дающий надежду, избавляющий от страха. Она соединила звуки и линии, создавая новую революционную методику.

Пять тысяч детских рисунков были спрятаны на чердаке детского дома, а после переданы Еврейской общине Праги. Там же были спрятаны и конспекты лекций Фридл. Работы и по сей день хранятся в Еврейском государственном музее в Праге.

В 1943 году Фридл выпустила руководство под названием «Детский рисунок», где и описала свою методику ставшую основополагающей в арт-терапии. Одна из ее учениц — Эдит Крамер, посвятила свою жизнь разработке метода арт-терапии, опираясь на опыт и лекции  Фридл. В 1958 году опубликовала книгу «Арт-терапия в детском сообществе».

Для того чтобы рисовать, не нужны выдающиеся способности. Искусство отражает состояние души, помогает справляться с тем, что порой мы не можем выразить даже словами. Арт-терапия помогает не терять себя, быть теми, кто мы есть, и получать от этого радость. Она развивает мышление, дает чувство внутреннего контроля.

Сегодня Арт-терапия имеет несколько направлений, таких как: живопись, фотография, цветотерапия, музотерапия, лепка, игротерапия и многие другие.

В 2012 году в свет вышла книга, посвящённая жизни и творчеству этой прекрасной женщины, автором которой является Елена Макарова (известный российский искусствовед, писатель и историк). Документальный роман так и называется «Фридл». А в 2015 году, приуроченная к 70-ти летию Победы, проходила выставка под названием «Ключи от лабиринта», рассказывающая о творческом и педагогическом пути Фридл Дикер-Брандейс. Выставка состоит из трех частей. Первая — биография Фридл, вторая — посвящена опере Ганса Красы «Брундибар» (поставленной в Терезине) и третья — это работы, созданные в настоящее время, на основе методик Фридл.

Психологи всего мира успешно пользуются арт-терапией, и не зря. Раз творчество дало надежду обречённым на смерть, значит, оно действительно способно творить чудеса. В СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района» много времени уделяется освоению новых методик арт-терапии, которая является частью как досуговой, так и прикладной деятельности реабилитанта. Специалисты центра всегда рады помочь и готовы ответить на все возникающие вопросы по телефону 570-80-54.

Материал подготовлен:

Дергачевой Л.В., заведующим социально-трудовым отделением для людей с нарушением интеллекта».

Железняковым П.Ф., заведующим социально-реабилитационным (досуговым) отделением