Методы психологической реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов на отделении профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей-инвалидов СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга»

Отделение профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей-инвалидов СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга» помогает детям-инвалидам и молодым инвалидам преодолеть проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе профессионального самоопределения.
Целью профессиональной реабилитации инвалидов является социальная адаптация через получение или восстановление профессионального статуса и включает профориентацию, психологическую поддержку профессионального самоопределения, обучение (переобучение), повышение квалификации, содействие в трудоустройстве, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, профессионально-производственную адаптацию. Важно учесть особенности личности, психологические проблемы, мотивацию, ограничения, накладываемые инвалидностью, семейное положение, социальное окружение.
Для определения склонностей к определенному виду профессиональной деятельности психологом и специалистом по профессиональной ориентации проводится диагностика интеллектуальных и творческих способностей, особенностей личности, функционального состояния и работоспособности, мотивации и профессиональной ориентации.
Полученная информация помогает всем специалистам отделения сформировать цели и задачи реабилитации, определить программу дальнейшей профессиональной реабилитации человека, имеющего инвалидность, оказать содействие в трудоустройстве и разработать индивидуальный маршрут.
Специалистами отделения проводятся индивидуальные и групповые занятия по технологии поиска работы (включая интернет-поиск), по составлению резюме, оказывается помощь в подготовке к собеседованию. Для эффективности поиска подходящей работы специалисты отделения учитывают как можно больше вариантов трудоустройства. Чем больше ресурсов используется, тем выше вероятность найти подходящую работу. Психологом проводятся психологические тренинги: «Самопрезентация», «Углубленное знакомство».
В отделении широко используется метод арт-терапии, один из методов, применяемых в профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов. Метод позволяет регулировать психоэмоциональное состояние, повышать уровень знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного межличностного взаимодействия, формировать навыки, необходимые в повседневной и профессиональной деятельности.
Арт-терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают реабилитанта от его болезненных переживаний.
Существует множество психологических тестов и методик, позволяющих достаточно точно выявить круг интересов. А бывает и так, что человек ничего не хочет, но почему-то пришел на отделение или привели родители. Что делать в такой ситуации?
В таких случаях помогают проективные методики. В 1950-х гг. швейцарский психоаналитик Дора Кальф, разработала юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии.
Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной коммуникации (рассказ о готовой композиции, раскрывающей ее смысл). В соответствии с постановлением Правительства № 1283 от 29.12.2014 года «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» обучение вербальной и невербальной коммуникации входит в перечень оказываемых услуг.
В своей работе психолог отделения регулярно использует методику «Песочная терапия». Данная методика позволяет многое узнать о человеке: о его прошлом, настоящем и планах на будущее. Узнать, о чем мечтает, какие эмоции испытывает и что делает (или не делает), чтобы эти мечты сбылись. Основной задачей песочной терапии является соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
На первой консультации психолог знакомит реабилитанта с тем, как организован процесс и показывает поднос с песком, который имеет определенные размеры 50х70х10. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные ее фрагменты. Дно и внутренняя часть бортов окрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, а снаружи поднос имеет бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Имеется коллекция миниатюрных фигурок и предметов: фигурки людей разного пола и возраста, персонажи легенд и мифов; фигурки животных домашних и диких, а также вымерших (динозавры и т.д.); дома и жилища, храмы, мосты и жилищные строения; деревья, кусты, цветы, природные материалы: камешки, ракушки, кораллы и т.д.; транспортные средства (наземные, водные, воздушные) и многое другое.
В соответствии с инструкцией реабилитант выбирает те фигурки, которые привлекают его или отталкивают. Выбирают столько фигурок, сколько хочется. Все, что выбирается, должно быть размещено в песочнице. Далее реабилитант предоставлен процессу – это его время для выбора объектов и темы песочной картины. В этот момент важно соблюдать тишину, не вмешиваясь в процесс и не давать никаких советов. Когда работа будет закончена, реабилитанта просят дать название своей картине и провести экскурсию, познакомить с обитателями своего мира. Психологу необходимо помочь связать символические образы из песочного мира и значения этих образов с их реальной жизнью с тем, чтобы реабилитант смог увидеть связь между тем, что происходит в песочнице, с ежедневными событиями. Задача психолога заключается в максимальном содействии процесса понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни.
Данная методика может стать полезной и для людей с расстройством аутистического спектра, снижая повышенный уровень тревожности и агрессии.
Методика помогает преодолеть многие внутренние психологические проблемы человека в межличностных отношениях, а также снимает внутренние барьеры, которые могут возникнуть при выборе профессии, обучении и общении с работодателем при прохождении собеседования для дальнейшего трудоустройства.
Записаться на песочную терапию можно по адресу: ул. Маринеско, д. 2/7 или по телефону: 570-80-54, ежедневно с 9 до 18 часов.
Мы рады помочь каждому! Ждем Вас в нашем Центре!

Материал подготовлен:
Н.В. Свиклан, заведующим отделением профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей-инвалидов
СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района»