Малыш проявляет агрессию. Что делать?
Период от 18 месяцев до 3 лет — захватывающее время. Малыши начинают осознавать, что они отдельные личности от своих родителей и других важных людей в их мире. Это означает, что они стремятся заявить о себе, сообщить о своих симпатиях и антипатиях и действовать независимо (насколько это возможно). В то же время у малышей часто наблюдается агрессивное поведение, потому что они все еще обладают ограниченным самоконтролем и только начинают осваивать важные навыки, такие как ожидание, обмен и очередность.
Поскольку малыши только начинают использовать слова для общения, они в большей степени полагаются на свои действия, чтобы «рассказать» нам, что они думают и чувствуют. Когда ребенок злится, расстроен, устал или подавлен, он может использовать такие действия, как удары, толчки, шлепки, хватание, пинки или укусы, чтобы сказать вам: «Мне плохо».
Одна из важных задач для родителей — помочь малышу понять и выразить свои чувства приемлемым, неагрессивным способом. Это непростая задача, которая требует много времени и терпения.
Наблюдайте и пробуйте задавать себе следующие вопросы:
- Что происходит в мире вашего ребенка?
- Где происходит поведение? Дома? В детском саду? В магазине? Или это происходит в большинстве условий, в которых находится ваш ребенок?
- Если это происходит только в одной обстановке, может ли быть что-то в этой среде (например, слишком многолюдно, ярко, громко и т. д.), что вызывает такое поведение?
- Направлено ли поведение на одного конкретного человека или небольшую группу людей? Или такое поведение направлено время от времени на кого-то из круга ребенка?
- Когда такое поведение обычно происходит? Например, прямо перед сном, когда ваш ребенок устал? Во время перехода от одного вида деятельности к другому?
- Что произошло непосредственно перед агрессивным поведением вашего ребенка? Например, вы только что объявили, что пора прекращать играть и садиться в машину? Может быть, другой ребенок только что взял игрушку из рук?
- Произошли ли недавно изменения в жизни ребенка, из-за которых он чувствует себя расстроенным, напряженным, грустным или, возможно, менее защищенным в целом? Такие события, как смена группы в детском саду, переезд, появление нового ребенка или потеря домашнего питомца, могут являтся стрессовыми факторами, которые усложняют контроль над своими импульсами.
- Что происходит с вами?
- Как вы справляетесь со своими чувствами, когда ваш ребенок ведет себя агрессивно? Можете ли вы спокойно реагировать?
- Насколько эффективно, по вашему мнению, вы помогаете ребенку справляться с его негативными чувствами? Что работает? Что не работает? Почему?
- Как вы думаете, чему ваш ребенок учится из того, как вы реагируете, когда он агрессивен?
Как предотвратить агрессивное поведение у малышей?
- Подумайте о профилактике.
Используйте ваши знания о ребенке, чтобы организовывать безопасную окружающую среду. Например, если вы знаете, что ребенок очень стесняется знакомиться с новыми людьми, вы можете начать листать семейный фотоальбом за несколько недель до посещения большого семейного праздника. Возможно, вы захотите взять с собой любимую игрушку. Когда вы доберетесь до мероприятия, помогите своим родственникам установить контакт с вашим малышом, предложив им не спешить с объятиями, а подождать, пока ребенок привыкнет. Использование этих стратегий не означает «уступку» вашему ребенку. Вы помогаете ему справиться с очень сложной для него ситуацией, учите справляться с напряжением. - Заблаговременно уведомляйте о предстоящих изменениях.
“Ты скатишься с горок еще три раза, а потом пора садиться в машину и ехать домой. С какой горки ты хочешь скатиться сначала?” (Предоставление выбора может помочь детям почувствовать себя лучше и уменьшить агрессию.) - Помогите ребенку понять его чувства и поведение.
Отражайте эмоциональное состояние ребенка: “Я вижу, ты сейчас злишься”, “Ты обижен, потому что хотел поиграть еще”. Используя отражение действий, слов, чувств и эмоций в общении с ребенком, взрослые демонстрируют заинтересованность его внутренним состоянием, волнениями, тем самым помогая ему лучше разобраться в себе.
Стратегии реагирования на агрессию
Попробуйте успокоиться. Это важный первый шаг. Сделайте несколько глубоких вдохов. Вы даже можете взять себе «тайм-аут» на минуту или две, чтобы успокоиться. Сохранение собственного контроля повышает вероятность того, что ваш ребенок быстрее успокоится. Когда вы волнуетесь, расстраиваетесь и злитесь из-за поведения вашего ребенка, у него увеличивается уровень напряжения.
Прокомментируйте чувство или цель вашего ребенка. Дайте ребенку понять, что вы понимаете, чего он хочет: “Ты сердишься. Ты хочешь дольше оставаться на детской площадке, но нельзя бить маму. Бить больно.”
Используйте слова, жесты и мимику, чтобы передать свое сообщение. Одних слов может быть недостаточно. Чтобы помочь ребенку понять ваше сообщение, говорите твердым, уверенным голосом (не сердитым и не кричащим). В то же время используйте жест “стоп” или “нет-нет” вместе со своими словами. Вы можете нахмурить брови, сказать: «Никаких ударов, удары причиняют боль», и придержать замахивающуюся руку ребенка. Помните, требуется много повторений одних и тех же реакций, прежде чем ребенок научится быстро реагировать на ваши слова.
Предлагайте альтернативы. Расскажите и покажите вашему ребенку приемлемые способы достижения его цели. Если вы прервете поведение вашего ребенка, но не предложите приемлемую альтернативу, неприемлемое поведение, скорее всего, продолжится. Маленькому человеку, который любит опрокидывать свою чашку и играть со своим напитком, можно предложить поиграть с водой и игрушками в тазике в ванной комнате. А для ребенка, который любит швырять предметы, устройте игру, бросая мягкие мячи или свернутые носки в корзину или коробку.
Попробуйте переключить внимание ребенка. Если ваш ребенок сильно взволнован, попробуйте отвлечь его. Попросите ребенка, который сердито кричит, присоединиться к игре с вами. Или просто подойдите к нему и крепко обнимите.
Предложите способы управления сильными эмоциями. Когда ваш ребенок действительно злится, предложите ему попрыгать вверх и вниз, ударить по диванным подушкам, разорвать бумагу, прижаться в уютном уголке, чтобы побыть наедине, нарисовать гневный рисунок или использовать другую стратегию, которую вы считаете подходящей. Важно научить вашего ребенка тому, что есть много способов выразить свои чувства здоровыми, не причиняющими вреда способами, и помочь ему регулярно практиковать эти стратегии.
Организуйте ребенку возможность отдохнуть. Некоторые дети успокаиваются гораздо быстрее, когда им предоставляется возможность побыть наедине в безопасном и тихом месте. Важно понимать, что это не наказание. Это важная стратегия, помогающая детям научиться успокаивать себя и восстанавливать контроль. Подумайте и назовите это безопасное, тихое пространство «уютным уголком». В нем могут быть подушки, мягкие игрушки, книги и маленькие безопасные игрушки. Пусть ваш ребенок поможет спроектировать его вместе с вами. Чем больше он чувствует, что играет в этом важную роль, тем больше вероятность того, что он согласится использовать это место. Когда ваш ребенок все-таки возьмет себя в руки, очень важно, чтобы вы признали этот большой шаг, сказав ему, как хорошо он постарался успокоиться.
Кондратьева Диана Владимировна,
психолог отделения раннего вмешательства
для детей в возрасте до трех лет (абилитация младенцев)