Формирование характера у детей

Сегодня в этой статье Анциферова Дарья Васильевна, психолог отделения раннего вмешательства, расскажет родителям про становление и развитие личностных особенностей детей раннего возраста.
Тему формирования характера у детей изучали многие знаменитые психологи, физиологи и педагоги. З. Фрейд, К. Юнг, А. Фрейд, А. Адлер, А. Бек и др. описывали разные факторы, влияющие на этот процесс. На данный момент все сходятся на том, что характер – это слоеный пирог, основными ингредиентами которого являются: наследственность, темперамент и среда, в которой растет малыш. И все три ингредиента важны в равной степени и оказывают одинаково сильное влияние!

Наследственность, или «ты весь в отца!»
Современные генетические исследования в большинстве своем приходят к выводу, что получить в наследство от кого-либо из родителей характер целиком и полностью все-таки невозможно. Однако некоторые отдельные личностные черты человека действительно связаны с его геномом. Но не спешите грешить на плохую наследственность, если поведение ребенка Вас расстраивает! Хорошая новость в том, что воспитание и организация определенной атмосферы в семье способны в некоторых случаях «выключать» генетические факторы в части определения черт личности! Правда, важно помнить, что это же влияние может наблюдаться и в обратную сторону, то есть воспитание может так же «включать» и усиливать те самые генетические факторы, поэтому необходимо быть аккуратным во взаимодействии с детьми.

Игра – дорога в жизнь!
Не для кого уже не секрет, что дети познают жизнь, усваивают и тренируют различные навыки именно благодаря играм. Именно поэтому самые передовые педагогические методики обязательно используют игровые элементы при любом виде занятий, будь то обучение или творчество.
Во время игровой деятельности ребенок получает огромный спектр эмоций и формирует отношение к этому. Понаблюдайте за своим малышом:
– как он ведет себя в игре?
– он скорее склонен проявлять инициативу и фантазию или же лишь следует за Вашими подсказками при исследовании новой игры?
– насколько долго игра способна удерживать его внимание?
– как ребенок относится к своим неудачам и ошибкам во время игры?
– что увлекает его сейчас больше всего и в чем его исследовательская потребность?
Фокус в том, что выбор игр и его поведение в них дадут ориентиры, в каком русле формируется характер Вашего ребенка!

Воспитать «нужный» характер
Воспитание предполагает развитие личности, создание наилучших условий для самоопределения ребенка, социализация и прививание морально-нравственных взглядов и ценностей. При этом кардинальное изменение характера ребенка не входит в цели воспитания. И даже наоборот, необходимо крайне бережно относиться к особенностям личности, ведь если «воевать» с интересами ребенка, можно значительно затормозить развитие, навязать комплексы, превратить взаимодействие с Вашим малышом в поле боя, где уже никто не получает удовольствия от общения.
В процессе роста и развития ребенка родители могут заметить формирование у него новых черт характера — как позитивных, так и негативных. Первые открывают для него новые горизонты возможностей, вторые же ставят перед родителями дополнительные задачи. Что же можно сделать с нежелательными чертами характера у ребенка:
– корректировать;
– смягчать;
– компенсировать;
– переводить в нужное русло и т. д.
Например, обидчивость нужно не подавлять, а компенсировать развитием дружелюбия. Необязательность можно смягчить щедростью. А вспыльчивость скорректировать техниками расслабления и переключения внимания. 
Следует также помнить, что очень многие модели поведения и черты характера ребенок перенимает у родителей, внимательно наблюдая за ними в фоновом режиме. Этот процесс у малышей не поддается анализу и критике, то есть все, что он замечает у родителей, он впитывает «как губка». Именно поэтому существует миф про генетическое наследование характера. Но, как мы уже видим, какие-то черты малыш имеет не с рождения, а приобретает их постепенно, хоть и с самых первых дней жизни.
Вы можете 100 раз повторить ребенку, что нужно быть справедливым, но достаточно нескольких раз именно вам поступить несправедливо, как все слова, сказанные ранее, перестанут иметь вес. Если вы позволяете себе повысить голос на своих родителей, а потом учите ребенка уважать старших — результата не будет. Если равнодушно проходите мимо голодного котенка, а потом воодушевленно рассуждаете о необходимости помогать братьям нашим меньшим — ребенок вам не поверит. Если обманываете сами, а потом требуете честности — вы ее не получите. 
Поэтому, как говорится в известной английской пословице: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на Вас!»

 

Анциферова Д.В.,
психолог отделения раннего вмешательства СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района»