ГИПЕРОПЕКА РОДИТЕЛЕЙ. Насколько она опасна?
Одной из самых существенных проблем современного общества часто называют инфантилизм. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве.
Гиперопека – чрезмерная забота о ребёнке, тип воспитания, тип отношений при котором ребёнку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму.
Здесь мы рассмотрим два наиболее часто встречающихся типа гиперопеки – потворствующую и доминирующую.
Потворствующая гиперопека представляет собой воспитание по типу «ребёнок – кумир семьи». Ошибкой в формировании личности ребёнка заключается в том, что ребёнку с самого раннего детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют его прихоти и капризы, все трудности решают за ребёнка родители, чаще – один родитель. Для такого ребёнка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремиться быть лидером, стремиться выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты характера. Однако порой всё это ведёт к не самым радужным последствиям – когда ребёнок попадает в коллектив, например, в группу детского сада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребёнка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребёнка.
Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва.
Такого ребёнка тяготит не недостаток любви, а её излишек. Свобода ребёнка при таком типе взаимоотношений мнимая – развивает и поощряет те виды активности ребёнка, за которые он получит похвалу от родителя. При потворствующей гиперопеке все потребности ребёнка реализуются, но в пределах узкой группы – членов семьи, а то время в прочих коллективах он испытывает серьёзные трудности.
Доминирующая гиперопека – это стиль воспитания, при котором у ребёнка отнимают собственную волю. Такой тип воспитания играет главную роль в формировании инфальтильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребёнка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое действие ребёнка контролируется родителями, каждая мелочь обрастает правилами. И всё это – серьёзное психологическое давление, и не каждый ребёнок его может выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, стремления, умения ребёнка занижаются в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребёнок действительно оказывается неспособен выполнять совсем элементарные для своего возраста задачи, так как растёт в убеждении что он ещё маленький и сделает не так.
Из-за недостатка самостоятельности у ребёнка не реализуется потребность в уважении и самоуважении, одна из важнейших потребностей, благодаря которой личность окончательно созревает.
Доминирующая гиперопека соотносится с авторитарным стилем в воспитании. родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля – закон.
Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи. Когда происходит полное психологическое слияние ребёнка и родителя. Ребёнок полностью ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нём, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы и папы, высказывают их суждения о мире, как правило, нелицеприятные. Родители данного типа нередко говорят, что детство – лучшее время, что лучше и уютнее в семье, а вокруг опасности.
Например, такие мамы даже физически привязывают ребёнка к себе – устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребёнку такие чрезмерные проявления родительской любви не слишком нравятся и он бы был рад от них избавиться.
В итоге такой ребёнок становится робким, боязливым, зависимым. У него как правило не развиты коммуникативные способности, а порой заметен и регресс в когнитивной сфере, так как для обеспечения симбиоза с родителями не требуется серьёзных умственных усилий, нужна лишь привязанность и послушание.
Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевными. В самом желании опекать и заботиться о ребёнке нет ничего плохого плохо, когда опека превращается в самоцель и парализует всю активность растущего ребёнка.
Причины такого типа отношений в семье кроются в психологических проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются и игнорируются. Причиной гиперопеки родителей могут быть неудачи на работе, в общении, страх одиночества, страх несчастья. Все вы знаете, что родители, которые не реализовались в какой-либо сфере деятельности (в спорте, профессии и т.п.), они воспитывают ребёнка в духе мести за свои неудачи – заставляют своего ребёнка заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребёнку это может быть безразлично или даже противно. Ребёнок выступает в роли средства амбиций родителей, хотя порой они сами этого не сознают.
Мы видим, что таким образом гиперопека является проявлением чувства вины, испытываемого родителем. Причин для этого великое множество, от несчастного детства родителя до неудач в личной жизни.
Иногда гиперопека может быть связана с традициями воспитания в семье, влиянием других членов семьи (например, бабушек) на воспитательный процесс. В результате такого влияния извне часто возникают конфликты в воспитании, потому что ребёнку предъявляются противоречивые требования – один из родителей ждёт одних действий, а второй – иных. В итоге тревожность ребёнка только увеличивается. Порой это своего рода социальные ожидания, традиции – в каких-то обществах ребёнку традиционно даётся больше самостоятельности, а в каких-то меньше.
Вышеперечисленное – робость, закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии – тормозит нормальную социализацию ребёнка. Особенно остро эта проблема может проявиться в пубертатный период. Но возможны два варианта: 1) личность созреет для бунта и попробует переломить ситуацию, и тогда нервно и хлопотно будет всем – и ребёнку и родителям. 2) ребёнок может смириться с ситуацией и так и остаться человеком инфантильным, с заниженной самооценкой, неприспособленным к тяжёлой действительности и её трудностям. В этом случае он будет стремиться переломить заложенные в детстве модели поведения, любое действие ему будет даваться с большим трудом, нежели человеку, с детства которому знакомы самостоятельность и ответственность.
С заботой о Вас, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов Нацвлишвили Эльза Ивановна.