Использование метода песочной терапии для коррекции поведенческих особенностей детей с задержкой психического развития

В работе психолога отделения дневного пребывания для детей-инвалидов особое место занимает песочная терапия.

Песочная терапия – это эффективное средство психологической диагностики и коррекции сложных психоэмоциональных нарушений, где дети играют с песком и разными фигурками в уютной и специально подготовленной комнате. Суть этого метода заключается в выражении свои эмоций и мыслей через игру, а не с помощью слов. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, так как им легче показать свои чувства в игре, чем объяснить их словами.

Что дает песочная терапия?

  • Общение и самовыражение: игры с песком помогают детям, у которых есть проблемы с речью, выражать свои чувства и мысли.
  • Сенсорное развитие: песок отлично стимулирует тактильные ощущения, что помогает улучшить мелкую моторику.
  • Позитивное восприятие и уверенность в себе: дети начинают лучше относиться к миру и самим себе, чувствуют себя увереннее.

Чем песочная терапия так хороша?

Она подходит практически любому ребенку, независимо от возраста и сложности. Развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, помогает лучше адаптироваться, стабилизировать эмоции и снижать уровень тревожности и агрессии.

К сожалению, у детей часто встречаются проблемы с саморегуляцией, вниманием и социальной адаптацией. В этом случае песочная терапия помогает фокусироваться на своих действиях и эмоциях в игре.

Будучи мягким и пластичным материалом, песок позволяет им выражать свои страхи, агрессию или тревоги. Этот процесс помогает специалисту лучше понять мир ребенка и скорректировать его эмоциональные реакции, улучшая их общее состояние и поведение.

Детям с ЗПР часто трудно общаться и взаимодействовать со сверстниками. Занятия с песком создают безопасную среду, где они могут тренировать навыки общения и взаимодействия. В процессе групповых занятий, учатся сотрудничать, конфликтовать и взаимодействовать с окружением в контролируемой обстановке. Практически любая волнующая ситуация может быть воссоздана и обыграна множеством способов.

Важно также знать противопоказания к использованию песочной терапии:

  • СДВГ;
  • эпилепсия, шизофрения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • легочные заболевания;
  • кожные заболевания.

Как видите занятия с песком даёт детям с задержкой психического развития действительно уникальные возможности. Они помогают им лучше понять себя и окружающий мир, выразить свои чувства и найти пути к выполнению своих целей.

 

Вдовин Д.А., психолог отделения дневного пребывания для детей-инвалидов