Как научить ребенка раннего возраста играть.

Игра детей раннего возраста начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предметов и способ их употребления открывает ребенку взрослый.

При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни.

Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.

Как научить ребенка играть? Если малышу одного-двух лет дать в руки игрушку, он либо быстро потеряет к ней интерес, либо будет использовать «не по назначению». Задача родителей- научить ребенка играть. Здесь важно все: интрига, связанная с появлением игрушки, ее представление, те действия, которые взрослый с ней производит (обязательно проговаривая), предложение ребенку попробовать поиграть, комментарии родителя по поводу начавшегося процесса взаимодействия ребенка и игрушки. Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо этому учить. Играя с малышом, взрослый незаметно руководит его развитием, показывая примеры действий, обогащает опыт ребенка. При этом очень важно вовремя оставить ребенка наедине с игрушкой, позволив игре развиваться уже без участия взрослого.

Начиная с полутора-двух лет можно уже разыгрывать с ребенком-и с девочками, и с мальчиками- различные повседневные ситуации: приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и т.д. При этом можно не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему кукольный театр: разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты, а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие представления, а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами.

Любую новую игрушку нужно презентовать. Пока ребенок маленький, научите его схеме восприятия нового.

  Чтобы научить ребенка играть, предлагаю такую схему. Например, у вас новая пирамидка:

– Покажите ее на уровне глаз ребенку. Покажите, как держать пирамидку: одной рукой снизу, второй – посредине.

– Назовите предмет коротко и опишите. “Это пирамидка. У нее семь разных колец”.
– Поставьте игрушку перед ребенком. Разберите ее, разложив колечки одно рядом с другим. Расскажите, что они увеличиваются книзу, какого они цвета. 
– Дайте ребенку колечко самое большое. Пока ребенок рассматривает, комментируйте, какого оно цвета, что в нем есть отверстие посередине.
Пусть погрызет его, если хочет, покидает и т.д.
– Покажите, как собирать пирамидку. Можно показать, что есть несколько способов. 
– Покажите, что еще можно делать с колечками: бросать в корзину, катать, засовывать пальцы в дырочки, продевать шнурок сквозь них и т.д.

Значимый момент – ритуал окончания игры, связанный с уборкой игрушек. Важно помнить, что ребенку прервать игру трудно: он настолько увлекается предметом, игрой с ним, что ему не удается по приказанию, исходящему извне, переключиться от игры на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти происходящего процесса, и потому важно настроить малыша на переход к предстоящим новым делам. Оптимальный вариант, если этот процесс также будет проходить в игровой форме, например, укладывание спать мишек и куколок, «запрятывание» кубиков в коробку и т. д.

 

Трубецкая Екатерина Алексеевна,

психолог отделения раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет (абилитация младенцев)