Как разговаривать с ребенком, чтобы он научился говорить. Рекомендации родителям.

Огромное влияние на развитие речи ребенка оказывает то, как взрослые разговаривают с ним в период раннего детства. Есть несколько обучающих принципов, способствующих развитию речи.
1) Для развития экспрессивной речи (активная речь ребенка, произношение звуков) взрослому следует использовать слова, как модель для подражания. Следует выбирать те слова, звуки которых уже есть в спонтанной речи ребенка (ма, па, га, си, ти и тд). Задача взрослого – связывать спонтанные звуки ребенка со значимым для него занятием. Например, ребенок может сказать «ку», тогда взрослый выбирает те предметы и занятия, которые начинаются на «ку»: «ку-ку», «кукла», «кубики», «кушать», «кружить» и т.д. Ребенок стоит у стеллажа и говорит «ку». Взрослый берет кубики и спрашивает: «Кубики?». «Ку» отвечает ребенок, взрослый отдает игрушку с повторением «Кубики».
2) Правило «На одно слово больше» – для обучения речи мы используем длину фразы, которую может произнести ребенок, + еще одно слово. Если ребенок не говорит совсем, то взрослый обращается к нему с фразами из одного слова: «Пойдем», «Гуль-гуль» (гулять), «Иди», «Банан?», «Дать?», «Мяч?». Если ребенок говорит отдельные слова спонтанно и постоянно, то взрослый строит фразы из двух слов: «Пойдем гулять/гуль-гуль», «На мяч», «Дай хлеб», «Красный карандаш». Это правило – показать пример ребенку, помогает сделать фразу длиннее и прокомментировать действие ребенка.
3) Взрослый в своей речи «произносит без ошибок» фразу ребенка, исправляя неточности. Такое «переозвучивание» не требует от ребенка изменения своей фразы и повторения за взрослым, чтобы получить желаемое. Это скорее комментарий, который взрослый делает в то время, когда дает ребенку желаемое. Этот прием помогает ребенку построить связь между словом и его значением, а также показывает, что общение приятно – мы поняли ребенка и выполняем его желание. Стоит отметить, что не следует требовать от ребенка четкого повторения слова, прежде чем дать ему желаемый предмет.

Примеры.
1. Малыш говорит: «Пу», глядя на мыльные пузыри. Мама говорит: «Пузыри! Вот пузыри» и начинает игру.
2. Малыш тянется к карандашу и просит «Дай си-ий ка-андаш», хотя тянется к красному. Мы говорим: «Красный карандаш, ты хочешь красный карандаш» и протягиваем его малышу.
3. Девочка говорит «Ма-ина, би-и», мама отвечает «Машина едет, би-и-би-и».
4. Малыш смотрит в книгу, где много разных картинок, не сосредотачивая внимание на чем-то одном, говорит: «Гу-гу-гу-гу-гу». Взрослый отвечает: «Гуси, гуси, га-га-га», указывая на конкретное место в картинке.

В данных примерах взрослый вносит правку в высказывание ребенка и общается с ребенком, то есть дает ему то, ради чего ребенок и начал говорить. Вокализации ребенка – это приглашение к общению, которое взрослому надо уловить и поддержать. Тогда у малыша будет желание учиться говорить, а сам процесс будет приносить ему удовольствие.
Надеюсь мои рекомендации помогут вам сделать процесс развития активной речи ребенка более интересным и увлекательным.

Кашина Анна Александровна, психолог
отделения раннего вмешательства
для детей до 3 лет (абилитация младенцев)