Контейнирование эмоций: техника знакомства ребенка с миром эмоций
«На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость—негодованием, на мерзость – отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью»
Антон Чехов (1860-1904), русский писатель повесть “Палата №6” (1892)
Перед ребенком в первые годы жизни стоит большое количество трудных задач – научиться двигаться, говорить, есть и конечно же адаптироваться в социуме. Для этого ему нужно освоить правила взаимодействия в обществе и развивать эмоциональный интеллект. Начиная с реакций «нравится – не нравится» ребенок в дальнейшие годы жизни будет учиться понимать, что он чувствует, почему он это чувствует и как с этим справляться. Эти навыки в дальнейшем помогут ему понимать чужие эмоции, развивать эмпатию и выстраивать гармоничные отношениям с окружающими людьми.
Первый социум, к которому адаптируется ребенок – это его семья. Именно в семье ребенок впервые демонстрирует свои эмоции – плач неудовольствия и радостное оживление, а также впервые сталкивается с эмоциями окружающих – улыбкой мамы, нежному голосу папы, теплыми объятиями. Именно семья, а в первую очередь мама может помочь пройти сложный путь развития эмоциональной сферы, ведь ребенок, сталкиваясь с негативными эмоциями пока не способен дать им название и пережить этот период, понимая, что это не навсегда. Для этого родителям необходимо обучать ребенка необходимым словам для называния эмоций, вариантам реагирования и предоставлять безопасное пространство.
В этом родителям может помочь тактика контейнирования эмоций ребенка. Она состоит из 4-х последовательных шагов:
- Принятие — обнимаем, гладим или берём за руку. Так мы показываем, что рядом в сложной ситуации, готовы поддержать и поучаствовать.
- Проговаривание — называем чувства ребёнка: «Ты испугался (злишься, обижаешься…)».
- Прояснение ситуации — связываем ситуацию с чувствами малыша: «Ты злишься, потому что пора идти домой».
- Понимание: «Я понимаю, как это досадно».
Первый шаг даст ребенку безопасное пространство и понимание, что близкие любят его любым. Почему же слово так важно? Называние эмоции (второй шаг) как раз является неким контейнером для происходящего с ребенком. Понимание происходящего снижает тревогу и страх неизвестности. Прояснение ситуации (третий шаг) учит ребенка строить причинно-следственные связи, этот навык в дальнейшем пригодиться ребенку для устранения/снижения дискомфорта или получения желаемого. Четвертый шаг закрепляет для ребенка нормальность происходящего, его эмоций – близкий разделяет его эмоции. Для этого могут быть использованы: я понимаю твои чувства, я бы тоже расстроилась, мне бы тоже было неприятно, злиться/плакать/бояться нормально.
Для любого нового навыка нужно время и для каждого ребенка оно будет своим, кому-то хватит 10 повторений, а кому-то нужно 100, родителям следует запастись терпением, чтобы увидеть результаты своих действий. Если вам трудно подмечать изменения, то будет эффективно вести дневник наблюдений, где вы сможете записывать ситуацию, ваши реакции и реакции ребенка.
Конечно, чтобы использовать данную технику эффективно родитель должен быть чутким и внимательным к сигналам ребенка, чтобы верно трактовать контекст, в этом ему поможет свой собственный развитый эмоциональный интеллект. Сейчас для этого существует много полезной литературы, курсов и психологическая помощь. Для знакомства с миром эмоций взрослым я могу рекомендовать книгу – «Азбука эмоций» Натальи Кедровой.
Со временем малыш перейдет на уровень, когда самостоятельно сможет проходить эти этапы, тогда родителям следует постепенно обучать ребенка работать с причиной и последствиями своих реакций, переходя на более зрелые формы обращения со своими эмоциями. Например: «Хорошо, ты сейчас разозлился на меня и кинул пульт, потому что я не дала смотреть мультики. Пульт кидать нельзя. Давай бить подушку/топать ножками, когда ты злишься» или «Ты расстроился, что Маша отобрала свою игрушку. Это правда неприятно. Давай попробуем в следующий раз сначала спросить ее разрешения/поменяться». В дальнейшем, можно передавать все больше ответственности ребенку и предлагать ему самому подумать над происходящим: «Что мы можем сделать в следующий раз, чтобы это не повторилось?».
Некоторые трудности, с которыми вы можете столкнуться:
- Сложно определить, что именно чувствует ребенок сейчас. Тогда можно воспользоваться общей характеристикой уровня «нравится – не нравится». Например: Я вижу, что тебе это неприятно.
- Вы чувствуете, что вам трудно сохранять спокойствие. Такое будет случаться и это нормально. Тогда вам понадобятся методы для выравнивания сначала своего состояния, а после состояния ребенка. Вы можете попробовать техники дыхания, техники «якорения» и др. Если вам нужно уединиться, то постарайтесь не оставлять ребенка одного со своими переживаниями.
- Ребенок не перестает плакать/злиться/кричать в ответ на контейнирование. Контейнирование не направлено на быстрое изменение состояния, оно направлено на проживание эмоций, научение быть в контакте с ними и наращивать способность переносить их.
- Ребенок специально делает что-то, чтобы я его пожалела/наругала. Дети раннего возраста неспособны делать что-то «на зло» себе или другим, важно в такие моменты это помнить. Проследите чего добивается ваш ребенок таким поведением, зачастую эти действия направленны на привлечения внимания или получение желаемого. Покажите ребенку, как можно получить это приемлемым для вас способом.
Вероятнее всего, вы интуитивно каждый день пользуетесь техникой контейнирования. Выводя на осознанный уровень привычные действия и отслеживая их, вы получите возможность совершенствовать навыки.
Ершова Янина Александровна, психолог отделения раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет (абилитация младенцев)