Наказания как метод воспитания особого ребенка

Продолжая тему прошлого месяца, поговорим о наказаниях более подробно. Родители ПСУ проявили интерес к этой важной теме, потому что получить на нее ответы самим бывает сложно. Научить родительству невозможно, да и неэтично, но психолог может дать полезные рекомендации. А какими из них пользоваться и делать ли это вообще – остается за родителями.

Напомню, что наказание – это воспитательный метод, который применяется для того, чтобы прекратить или уменьшить нежелательное поведение ребенка.

1. Создание отвращения

Один из методов наказания – сделать ребенку то, что «причиняет ему боль», например, несильно сжать руку или резко и громко сказать «нет». Эти наказания называют «вызывающие отвращение», их часто применяют родители, когда ситуация требует быстро и срочно скорректировать поведение ребенка. Для некоторых детей достаточно сказать «нет», они тут же прекратят делать что-то нежелательное в данный момент. Для других словесное замечание не поможет, но вот дернуть или хлопнуть по руке сработает, если это достаточно «причиняет боль».

Речь не про реальную боль. Дело в том, что любое негативное поведение мамы или папы по отношению ребенку причиняет тому боль, что им недовольны. Для ребенка важно чувствовать от родителей любовь, а такие действия заставляют задуматься «любят ли меня сейчас?».

Физическое воздействие сработает только в том случае, если малыш не привык к нему, тут поможет эффект удивления и контраста с обычными наказаниями. С другой стороны, если использовать только словесное неодобрение, это может закончиться криком. Иногда родители вступают в настоящую «схватку» с ребенком, увеличивая «методы, вызывающие отвращение». Ударяют сильнее, но ребенок ведет себя все более и более упрямо. Если так происходит, немедленно отступите и попробуйте что-нибудь другое. Всегда лучше найти те формы дисциплины, которые являются менее драматичными, чем физическое наказание. Например, попробовать использовать в качестве наказания то, что ребенок не любит делать.

2. Таймаут: забрать позитивы

В дополнение, а иногда и вместо использования методов, вызывающих отвращение, таких как удары или громкие выкрики «нет», взрослые наказывают ребенка, забирая у него что-нибудь. Зачастую это может дополняться тем, что взрослый отворачивается от ребенка, или ставит его в угол, а иногда доходит до того, что помещает в тихую неинтересную комнату подальше от любимых игрушек. Общий фактор данных операций – они сигнализируют ребенку, что в течение определенного периода времени он не получит позитивов (любимых игрушек и занятий). Таким образом, этот метод носит название «таймаут» (от позитивных поощрений). Таймаут может длиться от 3 до 5 минут, не более, и последние 30 секунд должна быть тишина.

Есть две проблемы, связанные с таймаутом. Во-первых, для некоторых детей таймаут не является наказанием. То есть они предпочитают таймаут нахождению с другими людьми (например, если у Вас ребенок с РАС). Во-вторых, таймаут предполагает отрыв от любых занятий, что дает ребенку меньше возможности изучить новый материал. Нет хороших данных о том, какой метод наказания эффективней, таймаут или «вызывание отвращения», а также нет хороших данных о том, когда возникают нежелательные побочные эффекты. Возможно, вызывание отвращения в первую очередь рождает беспокойство, тогда как таймаут рождает чувство вины. Некоторые люди предпочтут беспокойство чувству вины.

3. Переориентирование

Переориентирование представляет собой метод уменьшения агрессивного и несоответствующего поведения у детей с особенностями в развитии. Переориентирование было разработано в качестве альтернативы наказанию. Например, ребенок часто проливает молоко на пол. Чтобы это прекратить, нужно заставить ребенка вытереть не только пятна от молока, но и весь пол в кухне. Затем дать ему попрактиковаться и поносить стаканы с молоком. Все, что он прольет, должно быть вымыто «начисто». Так, ребенок должен делать что-то неприятное как следствие нежелательного поведения, но это «неприятное» не подразумевает физического наказания, наоборот, это полезная деятельность, которая обычно поощряется. Один момент: не наказывайте ребенка трудом постоянно, это может вызвать к нему отвращение и отказ в будущем.

И самое главное, помните, что ребенок – это не маленький взрослый, их головной мозг еще не развит дотаточно, чтобы понимать все на свете так, как это делаете Вы. Все дети отличаются, но для них характерно отсутствие понимания временных рамок («завтра», «через неделю», «потом», «совсем недавно», «скоро»), для них будет непонятным сложное и долгое объяснение, тем более со вскриками или дерганьями за руку (это мешает сосредоточиться на голосе), а также для них момент отказа или другая расстраивающая ситуация, когда они не могут получить желаемое, слишком критичен. Сильная эмоциональная реакция в таких условиях вполне нормальна – для малыша эти «глупости» являются практически смыслом жизни, ведь у него пока что нет каких-то больших целей и желаний, кроме этих. В данный момент та недоступная игрушка – самое важное, что есть на свете, и невозможность ее получить является самой настоящей катастрофой. Посочувствуйте своему ребенку, дайте ему пережить это горе, справиться со своими эмоциями и успокоиться. Ему еще только предстоит научиться тому, что не все в мире достигаемо, и по мере того, как он будет сталкиваться с тем, что мир не так отзывчив, как он считал, будьте рядом терпеливым родителем, опорой. Он обязательно научится как ему самому справляться с подобным стрессом раз за разом благодаря Вашей поддержке.

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов

Тамара Евгеньевна Жиркова