Почему важно играть с ребенком?

Игра является естественной и важной деятельностью, которая способствует когнитивному, физическому, социальному и эмоциональному развитию детей. В процессе игры ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Совместные игры с ребенком повышают его самооценку, помогают ему познавать мир, дают ребенку возможность освоить новые навыки и укрепляют связь между родителем и ребенком.

Преимущества совместной детско-родительской игры

  1.  Игра помогает детям развивать все виды навыков.

Детские умы похожи на маленькие губки. Они поглощают все вокруг себя. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, они узнают, как люди ведут себя в социальных ситуациях, как можно поступать, а как нельзя.
Кроме того, исследования показывают взаимосвязь совместной детско-родительской игры с развитием у ребенка таких навыков, как:

  • Креативность,
  • Рабочая память,
  • Крупная моторика,
  • Когнитивная гибкость,
  • Регуляция эмоций
  • Навыки лидерства в группе сверстников.

Поскольку взрослые больше знают о мире, игры с родителями расширяют воображение детей так, как игры с другими детьми этого не делают. Исследования показывают, что дети раннего возраста стараются чаще сотрудничать и взаимодействовать, когда играют с родителями, и реже делают это, играя с братом, сестрой или сверстниками.

Для вашего ребенка очень важно общение с вами. Играть с другими детьми весело, но ничто не сравнится с радостью и удовлетворением от того, что родитель входит в твой особый мир воображения.

  1. Игра помогает строить крепкие отношения.

Совместная игра также является одним из наиболее эффективных инструментов для построения прочных отношений с ребенком. Игра добавляет радости, жизненной силы и устойчивости в отношения. Играя, дети учатся доверять другим и чувствовать себя в безопасности, изучают собственные границы и границы других людей. Игра и смех играют важную роль в построении крепких, здоровых отношений между родителями и детьми, сближая вас, создавая позитивную связь и разрешая конфликты.

  1. Игра полезна для здоровья мамы и папы.

В качестве дополнительного бонуса вы также получаете пользу от игры со своим ребенком. Гормон окситоцин, занимающий особое место в установлении связи между родителями и детьми, вырабатывается всякий раз, когда матери и отцы бережно играют со своими детьми любого возраста. Преимущество окситоцина заключается в том, что он противодействует последствиям стресса, снижая артериальное давление, тревогу и страх.

Как играть с ребенком?

Если вы не знаете, как играть с ребенком, не волнуйтесь! Многие родители поначалу чувствуют себя немного неловко или глупо, издавая странные звуки, ползая на коленках или притворяясь, что игрушечный мишка разговаривает. Все, что вам действительно нужно делать, чтобы быть хорошим товарищем по играм для вашего ребенка, — это активно наблюдать, слушать, следовать за его инициативой, поддерживать выбранный им стиль игры и участвовать в разговоре.

  • Опускайтесь на уровень глаз ребенка, когда играете вместе.
  • Предоставьте ребенку предмет, игрушку или занятие, а затем посмотрите, что он с этим делает. Ничего страшного, если ребенок делает что-то “неправильно”, дайте ребенку время, чтобы изучить. Задайте себе вопрос: “играя вот так чему ребенок учится?”
  • Повторяйте действия вашего ребенка, выражение лица или звуки, которые он издает.
  • Комментируйте короткими простыми фразами то, что ваш ребенок делает или чувствует.
  • Когда ваш ребенок поймет, что вы готовы делать то, что ему интересно, он начнет позволять вам присоединиться к нему в игре.
  • Ваш малыш может быть не в состоянии сказать вам словами, когда ему надоело или он расстроен. Но у него есть и другие способы — например, использование звуков, мимики и жестов. Обращайте внимание на сигналы ребенка: выражение лица, движения тела, поворот головы, зрительный контакт, вокализации. Понимание сигналов ребенка поможет вам узнать: какие занятия нравятся вашему ребенку и когда пора переходить к новой игре.
  • Маленькие дети совершенно естественно делают перерывы, потому что деятельность и общение утомляют их. Когда вы видите, что ребенок отворачивается, начинает зевать или капризничает, дайте ему передохнуть. Подождите, пока он снова установит зрительный контакт — так вы узнаете, что он готов к игре.
  • Если ребенок совершает желаемое вами действие (использовал предмет по назначению, убрал игрушку на место, произнес новое слово и т.д.) отмечайте и позитивно реагируйте, а именно: погладьте ребенка по спине, поднимите вверх большой палец, продемонстрируйте ребенку свое одобрение с помощью улыбки или кивка головой, хлопайте в ладоши ребенку, почаще обнимайте малыша, хлопайте своей ладонью о ладонь ребенка (дайте ему «пять»), давайте ребенку понять, что вы в восторге от него.

Дети нуждаются во внимании и взаимодействии со взрослыми, и совместные игры — это прекрасный способ удовлетворить эту потребность.
 

Кондратьева Диана Владимировна,

психолог отделения раннего вмешательства