Поощрение и наказание

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Наказание же – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Специфика детей-инвалидов такова, что родителям сложно бывает понять, чего он хочет, чего желает получить.

Часто возникает вопрос: «а чем поощрять?».

1) Сенсорные поощрения (пластилин, кинетический песок, «лизуны», массаж, щекотки, игры с водой, антистресс игрушки, объятия, игра в ладушки и тд.);

2) Пищевые поощрения (ягоды, яблочные дольки, орехи, сухари, фруктовые чипсы, печения, галеты, цукаты, пастила, напитки и тд.);

3) Активные поощрения (бегать по кругу, батут, ловить мыльные пузыри, игра в мяч, танцевать, играть в прятки и тд.);

4) Интересные поощрения (слушать музыку, аудиосказки, рисовать любимых героев, любимые ролики на youtube, собирать пазлы, раскраски, резать или рвать бумагу, собирать лего или другие конструкты и тд.);

5) Поощрение вниманием и одобрением («дай пять», «молодец», «отлично», «вот это да!», «ничего себе!», объятия, разговор на интересующую тему, рукопожатия, улыбка, погладить по голове, похлопать по плечу и тд.).

Составьте список мотивационных стимулов для вашего ребенка. Дополняйте его по мере обнаружение новых интересов и удаляйте из него то, что перестало работать. Пусть он будет у вас всегда под рукой и для того, чтоб вовремя вносить изменения, и для того, чтоб креативно подходить к процессу обучения и формирования навыков. Положительные подкрепления – это самый простой и действенный способ показать ребенку, какое поведение для него будет наиболее эффективным и полезным.

Наказание – сложная тема. Совсем без них обойтись практически невозможно, но важно не переборщить, поэтому нужно следовать правилам:

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;
  2. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай;
  3. За один проступок – одно наказание;
  4. Наказывать своевременно, никаких «за то, что ты сделал на прошлой неделе»;
  5. Ребенок не должен панически бояться расправы;
  6. Не унижайте ребенка;
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен;
  8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком;
  9. Не наказывать трудотерапией – это вызовет отвращение к труду.

Помимо прочего, ребенка ни в коем случае нельзя наказывать: когда он болеет; перед сном и сразу после сна; во время еды; во время работы и игры; непосредственно после душевной или физической травмы; когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается; когда сам родитель находится в плохом настроении.

Воспитание – сложный процесс, но психологи Центра всегда готовы помочь Вам в этом.

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов

Тамара Евгеньевна Жиркова