Порядок в игровой
Дети интуитивно стремятся к предсказуемости во всех делах — это залог их спокойствия и уверенности. Это касается и вещей. Когда они знают, где могут взять конкретную вещь и куда её убрать, то чувствуют себя в большей безопасности, нежели в хаосе.
Все начинается с семьи
Дети быстро впитывают окружающую обстановку в семье, поэтому важно начать с нее. Проследите, склонны ли к порядку члены семьи? Если ребенок изо дня в день видит, что вещи лежат на своих местах, то не придется объяснять ему, почему и у игрушек есть определенное место для хранения. И тогда реже придется напоминать ему убрать за собой после игры.
Малыш в силу незрелости детской психики не способен понять моральных наставлений об «удобстве», «красоте и порядке» и «ответственности за свои вещи». Зато для всех малышей близкие родственники являются примером подражания, стать примером порядка в игровой нетрудно – начните с того, что сами убираете игрушки после игры с ребенком.
Бывает, что родители дожидаются дневного сна и раскладывают по местам разбросанные игрушки, пока малыш спит. Он просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда он начинает думать, что за ним должны убирать другие.
Лучше складывать детские игрушки на глазах, сразу после игры. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — малыш всё увидит, впитает и последует примеру. Задача родителя — стать моделью для подражания, особенно если ребенок ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность. Так получится превратить уборку для ребёнка в привычное повседневное дело и необходимую часть игры.
Организация среды
Для начала проанализируйте игровую среду ребенка на предмет перенасыщенности игрушками. Большое количество игрушек не только распыляет внимание ребенка, но и создает хаос. Определите игрушки с которыми ребенку сейчас не интересно, уберите их из доступа. При желании потом можно менять игрушки, это будет создавать новизну и помогать поддерживать порядок.
Определитесь с местами для хранения, чтобы ребенку было удобно доставать и убирать игрушки самостоятельно. Старайтесь не переставлять игрушки в разные места, чтобы не путать ребенка.
Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете за собой, значит, делаете это всегда. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.
Попробуйте оставить несколько игрушек без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.
Проявляйте гибкость
Убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Не стоит давить на ребенка и настаивать, почувствуя высокое напряжение в процессе, ребенок, вероятнее всего, начнет протестовать. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты».
Старайтесь не использовать негативные комментарии в адрес ребенка, делайте акцент на положительных событиях. Не переставайте хвалить за помощь в уборке и самостоятельную уборку, для малыша важно подкрепление от значимых близких. Например вместо: «Какой бардак ты навел» можно сместить акцент на момент вашей уборки с малышем «Мне нравится, когда мы вместе наводим порядок» или «Я так люблю порядок в комнате».
Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»
До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, не прерывайте его, чтобы принудить убрать предыдущее. Этим вы вызовите протест у ребенка, ведь его потребность в удовлетворении интереса была проигнорирована.
Давайте возможность сделать выбор
Будь то свобода выбора занятия или свобода передвижения, в каждой ситуации нужно предоставить альтернативу. Этот метод тоже помогает избежать сопротивления.
Если малыш не справляется с уборкой, вы можете предоставить ему возможные варианты:
— Нам нужно сначала убрать машины или дороги?
— Мне помочь или ты справишься сам?
— Ты возьмёшь один кубик или два?
Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой без напоминаний.
Ершова Янина Александровна,
психолог отделения раннего вмешательства
для детей в возрасте до трех лет (абилитация младенцев)