Развитие внимания у ребенка

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-то определенном.

Заметьте, что именно «психической», а не «умственной». Внимание присуще всем и в разных делах. Так, Ваш ребенок может быть предельно сосредоточен на пересыпании песка из лоточка в лоток, но совершенно неорганизованным при выведении линий в прописи. Казалось бы, это очевидно, но как так получается?

Ответ кроется в отличии произвольного внимания от непроизвольного. Любая игра или что-то важное, приносящее ребенку яркие эмоции – это непроизвольное внимание, его проще удержать, потому что ребенок испытывает положительные эмоции и сам хочет продолжать. А другое, произвольное, развивает школа, заставляя смирно сидеть за партой и выполнять скучные задания, не приносящие никакого удовольствия. Это именно тот вид внимания, когда ребенок заставляет себя «через не хочу».

Как Вы понимаете, именно поэтому с ребенком всегда проще работать через игру – он более сосредоточен и заинтересован происходящим на уровне психических процессов. Поэтому предлагаю попробовать Вам использовать с Вашим малышом игры, способствующие развитию внимания в целом:

  • «Найди отличие» (авторы Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

  • «Ласковые лапки» (автор Шевцова И.В.)

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

  • «Говори!» (авторы Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите своему ребенку: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся!». Спросите, например, какое сейчас время года. Выжидайте небольшую паузу, поулыбайтесь с ребенком, а потом дайте команду: «Говори!». Поощряйте за своевременную реакцию.

Помимо предложенных упражнений внимание развивают пазлы с любимыми героями, чтение книг с картинками и даже некоторые специализированные видео-игры. Чтобы выбрать подходящие занятия для Вашего ребенка Вы всегда можете обратиться за рекомендациями к своим специалистам.

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов

Тамара Евгеньевна Жиркова