Рекомендации психолога для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью.
В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Не забывайте чаще хвалить его, подчёркивайте его успехи. Ваша поддержка безусловно поможет увеличить уверенность ребёнка в собственных силах и повысить его собственную самооценку.
Знаю, что очень тяжело избегать повторения слов «нет» и «нельзя», но придётся сделать усилие над собой.
Всегда говорите с ребёнком в спокойном, сдержанном и мягком тоне, не сюсюкая с ним. Если ребёнок оказался в чём-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как ваша длинная речь не будет до конца выслушана и должным образом осознана. Лучше всего заранее установить правила поведения и систему поощрений и по необходимости – наказаний. Имейте в виду – требования к ребёнку должны быть чёткими, конкретными и выполнимыми.
Следите за тем, что вы даёте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, для того чтобы он смог его завершить, это очень важно.
Показывайте ребёнку, как научиться расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно делать. Важно, также учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному ребёнку.
Для подкрепления устных инструкций всегда используйте зрительную стимуляцию. Это могут быть различные картинки, схемы, образцы и даже собственный пример. Родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребёнку, и конечно помнить: ребёнок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только вы заметите, что ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом вам будет легче добиваться выполнения другого конкретного задания.
Всегда поощряйте ребёнка, особенно за все виды деятельности, которые требуют концентрацию внимания. Будь это работа с конструктором, раскрашивание, чтение и др. Если ребёнок сел рисовать уберите всё лишнее со стола, что может ему в данный момент мешать, так как он не умеет самостоятельно отсекать отвлекающие предметы.
Очень важно поддерживать дома чёткий распорядок дня. Утреннее пробуждение, время приёма пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Избегайте по возможности пребывания с ребёнком в местах скопления людей или сведите их до минимума. Например, посещение крупных магазинов, метро в час пик и т.д., они оказывают на него негативное действие.
Во время игр и прогулок ограничивайтесь для ребёнка лишь одним партнёром, избегая при этом шумных и беспокойных приятелей. Постепенно приучайте ребёнка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данного виды деятельности способствуют развитию усидчивости, концентрации внимания, мышления, памяти.
Следите за общим состоянием и оберегайте ребёнка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля, что в следствии приводит к нарастанию гиперактивности.
Конечно не стоит сдерживать физическую активность такого ребёнка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Как можно больше давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Не пренебрегайте ежедневными длительными прогулками на свежем воздухе, спортивными занятиями, пусть он бегает и прыгает. Дома организуйте спортивный уголок с лестницами, кольцами, канатом и т.п. При оформлении комнаты или уголка ребёнка стоит избегать ярких красок и сложных орнаментов. Главное, чтобы преобладала простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, поставьте у ничем не украшенной стены, это создаст условия для большей концентрации.
Помните о том, что, присущая детям, с синдромом дефицита внимания гиперактивность, может быть минимизирована с помощью перечисленных мер с учётом индивидуальных особенностей и некоторых недостатков ребёнка.
С заботой о Вас психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Нацвлишвили Эльза Ивановна.