Рекомендации родителям по организации развивающих и учебных занятий с ребенком с СДВГ
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который проявляется преимущественно именно в детском возрасте.
Главные симптомы:
– трудности с концентрацией внимания;
– гиперактивность;
– импульсивность.
В РФ считается, что 30% детей с СДВГ либо «перерастают» синдром, либо приспосабливаются к своим особенностям во взрослой жизни. Важно помнить, что СДВГ – это не обычное непослушание или вредность ребенка, это особенность работы его нервной системы, с которой нужно считаться и посильно корректировать.
Такие дети не любят слова «нет» и «нельзя», не понимают и не слышат нотаций. Кажется, что ребенок просто издевается, если не может сделать какие-то простые вещи или вести себя спокойно, когда это необходимо. Но это не так, ведь для ребенка с СДВГ наш привычный темп и уклад жизни очень неудобен. Любая мелочь может перевозбудить, а успокоиться самостоятельно так трудно, постоянное беспокойство и буйство энергии не дает малышу вести себя послушно, даже если он хочет.
Что делать, если время для школы уже подошло, а Вашему ребенку с СДВГ тяжело высиживать уроки и усваивать учебный материал в школе и дома?
- Не говорите длинно. Не стоит еще больше «грузить» и так взбудораженный различными стрессорами мозг ребенка, говорите с ним короткими и понятными фразами. Ему будет проще Вас понять, если вы общаетесь с ним порядком фактов или инструкцией к действию. Например, не «Саша, сегодня тебе и маме нужно пойти в продуктовый магазин, чтобы купить молоко и хлеб, а если ты будешь хорошо себя вести, то и что-нибудь для тебя», а «Саша, сегодня в магазин. Купить хлеб и молоко. За хорошее поведение – сладости». Так как у детей с этим синдромом проблемы с концентрацией внимания, то Ваш ребенок просто не сможет дослушать такое длинное высказывание, у него попросту пропадет интерес или он переключится на что-то другое прямо в процессе высказывания. Короткие фразы помогут удержать его внимание на разговоре.
- Обязательно установить правила поведения и границы, которые переступать категорически нельзя. Дайте ему время в полной мере осознать их, будьте готовы, что Ваш ребенок может проверять Вас, а когда усвоит, что обмануть не получится, то дайте еще немного времени, чтобы малыш привык им следовать. Из-за импульсивности и проблем с вниманием ребенок может просто забывать о правилах, не вспоминать о их существовании в нужный момент, прежде чем он сделает что-то необдуманное. Будьте терпеливы и напоминайте о их существовании.
- Установите систему поощрений и наказаний, если есть такая необходимость или договориться не получается.
- Много заданий за раз давать категорически нельзя, только поэтапно. Обязательно завершайте одно задание до конца, прежде чем перейти к новому, иначе ребенок может привыкнуть, что можно бросать что-то на полпути (при СДВГ это категорически нельзя).
- Прививайте цикличность, повторяйте заученное снова и снова.
- Подкрепляйте все новыми впечатлениями. После сложного задания дайте ребенку всласть попрыгать или покрутить любимую игрушку в руках. После такого короткого перерыва снова усадить за работу. Помните, что такие мини-перерывы тоже являются методом награждения, поощрения.
- Если есть возможность, как можно больше подкрепляйте сказанное или выученное картинками, или прямо на себе.
- За рабочим столом убрать с глаз все, что мешает занятиям, избегать в поле зрения ярких красок и орнаментов, слишком яркого света, каких-то украшений.
- Менять занятия, игры, не переутомлять ребенка и не «долбить» одно и то же задание или игру до «победного». Если это необходимо, лучше разбить достигаемую цель на этапы и награждать ребенка перерывом после каждого из них.
- Установить и следовать распорядку дня.
В школе такому ребенку важно иметь возможность выйти из кабинета ненадолго, например, в туалет. Для баловства всегда необходима публика, а в классе всегда есть соседи, на которых можно отвлечься. Ребенок с СДВГ часто даже слишком быстро выполняет задания, данные учителем, свободное время тратя на то, чтобы развлекаться, «срывая урок». Единственное решение для такой ситуации – уйти от людей на короткое время, тогда ребенок успокоится и ему вернется концентрация. Или отвлечься на спокойную игру, которая займет его внимание, не отвлекая других (например, тихую антистресс-игрушку), также согласованную с учителем.
С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Тамара Евгеньевна Жиркова