Роль психолога в ранней помощи малышам до трех лет в структуре социальной реабилитации
В обществе бытует мнение, что с детьми младенческого и раннего возраста (от рождения до трех лет) можно заниматься только развивающими занятиями, запускать речь, обучать цветам, формам, размерам и так далее. Часто я сталкиваюсь с вопросами родителей: «А как психолог может помочь таким маленьким детям?» или «Мы еще совсем маленькие, что с нами можно делать сейчас?». При этом нельзя исключить или отложить «на потом» социально-эмоциональное развитие, личностное становление ребенка до трех лет, осваивание им различных моделей и стратегий поведения. В это время переживается не только известный многим кризис трех лет, но и кризис одного года. Некоторые дети начинают посещать детские сады, что безусловно меняет их привычный образ жизни и, если, к этому не подойти с вниманием и вовремя не подготовить ребенка к данным изменениям, можно заметить высокий уровень стресса у малыша. Впоследствии такой стресс может привести к энурезу, тикам, ночным страхам, повышенной тревожности, другим эмоциональным, социальным и поведенческим трудностям.
Большое количество подобных проблем «догоняет» ребенка в более старшем возрасте. Однако если с вниманием подойти к слегка проявляющимся признакам, которые только мелькают на горизонте уже в возрасте 1-2 лет, многих последствий можно избежать.
К тому же вся бытовая жизнь малышей целиком и полностью зависит от родителей и других членов семьи, а это означает, что любые режимные моменты (переодевание, укладывание на сон, питание и так далее) напрямую связаны с интересами, потребностями, личностными особенностями и эмоциональным состоянием не только самого ребенка, но и окружающих его людей, и стилем их общения. Часто незначительные споры и недопонимания супругов между друг другом сильно сказываются на спокойствии ребенка раннего возраста. Это связано с тем, что малыши до трех лет особенно чувствительны и внимательны к изменениям в эмоциональном состоянии заботящихся о них взрослых. Если родитель сердит, раздражен, напуган, его что-то тревожит или вызывает у него опасения (даже если причина не в самом ребенке), малыш это чувствует. И тогда задача изучать и осваивать навыки у него отходит на второй план, потому что любое обучение возможно только в случае, когда нам спокойно и наша потребность в чувстве безопасности удовлетворена.
Одним из примеров, иллюстрирующих работу в этом направлении, является следующая ситуация, с которой я встретилась:
В рамках социального обслуживания ко мне обратилась мама Ирина с ребенком Мариной (имена ненастоящие с целью сохранения конфиденциальности в интересах семьи), которой на момент обращения исполнилось 2 года 10 месяцев. Основным вопросом Ирины был: как справляться с резкими, импульсивными капризами дочери во время укладывания спать ночью после того, как она просыпалась, чтобы сходить на горшок. У малышки давно была своя кроватка, и мама недоумевала и чувствовала сильное раздражение от того, что Марина после «туалетных дел» ложилась не к себе, а в кровать к родителям. Ирина усердно старалась переложить дочь в отдельную кроватку, на что малышка реагировала активным протестом, слезами, громкими истериками. Конечно, следствием всего этого были общая неудовлетворенность, раздражение ребенка, уставшей мамы, папы, которому рано утром необходимо вставать на работу, отсутствие крепкого, здорового сна и подавленному настроению на весь следующий день. Что же случалось в момент повторного укладывания Марины между самыми близкими людьми: матерью и дочерью, откуда появлялось столько напряжения в их отношениях?
Для более глубокого понимания сложивших трудностей и переживаний мамы мною было предложено встречаться на индивидуальных психологических консультациях. В ходе этих встреч Ирина неожиданно для себя вспомнила, что в ее собственном детском опыте была похожая ситуация: будучи ребенком, она спала с родителями в кровати, что, как ей казалось, послужило разладом между родителями. Они начали больше ругаться, перестали находить взаимопонимание и, в скором времени, разъехались по разным городам. Ирина вспоминала, как горько и обидно было понимать, что любимый папа остался далеко в другом городе. Вскоре после этого был следующий удар для еще неповзрослевшей девочки: папа скончался. Итогом такого нелегкого детского опыта стало подсознательное чувство вины в разладе между родителями, а значит и смерти папы. Ведь если бы Ирина не спала в кровати родителей, они бы ссорились меньше, а значит и переехали бы вместе, папа прожил бы дольше и был бы рядом. Такие неосознанные фантазии мешали уже повзрослевшей маме выстроить новые отношения. Ситуация повторялась и поднимала все спрятанные глубоко чувства, что отражалось на ее стиле общения со своей дочерью. Такие связи не лежат на поверхности, но оказывают невероятное влияние на нашу жизнь. В процессе консультаций я помогла Ирине осознать причины возникающих трудностей, прожить потерю близкого человека, отпустить собственное чувство вины. Все это позволило ей спокойнее и гармоничнее выстраивать диалог с Мариной при следующих пробуждениях девочки ночью, что, в свою очередь, помогло ребенку почувствовать уверенность в состоянии мамы и соглашаться с установленными ею правилами. В дальнейшем прерывание сна на решение конфликтов прекратилось, Марина без плача и истерик ложилась в свою кроватку.
Ранняя помощь, оказываемая на отделении раннего вмешательства в нашем Центре социальной реабилитации Кировского района, подразумевает помимо познавательного развития малышей, обучения их функциональным навыкам, расширения представлений об окружающем мире, еще и обязательное психологическое сопровождение детей раннего возраста и их семей. Именно поэтому в команде специалистов, работающих с семьей, обязательно присутствует психолог. Как правило, приходя к нам в Центр родители не имеют открытого психологического запроса, однако в процессе совместной работы, открытого и доброжелательного контакта, который формируется между мной и членами семьи на консультациях, обязательно находятся вопросы и задачи, с которыми есть смысл поработать для улучшения качества жизни не только самого малыша, но и всей семьи в целом!
Если вы, наблюдая за ребенком, замечаете в его поведении один или несколько из описанных вариантов:
- ребенок импульсивен, не слушается, у него наблюдаются истерики, агрессивное поведение, другие поведенческие трудности;
- ребенок погружен в свои мысли, замкнут или не интересуется общением, не проявляет ласку; важно учитывать, что контакт может быть нарушен по причине каких-то неприятных событий в более раннем возрасте (например, неприятные медицинские процедуры, стрессы и так далее);
- ребенок не вовлекается в общение со сверстниками, не играет с другими детьми – могут возникать сложности на площадке или в детском саду;
- у ребенка есть страхи, ему некомфортно в новых местах и с незнакомыми людьми и так далее, вы можете быть уверены, что с такими вопросами можно обратиться именно к нам, в отделение раннего вмешательства СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района» г. Санкт-Петербург, находящемуся по адресу: ул. Маринеско, д. 2/7. Я готова помочь вам более внимательно, осознанно и, возможно, немного под другим углом посмотреть на вашего малыша и вместе с вами определить наиболее подходящий путь решения!
Анциферова Д.В., психолог отделения раннего вмешательства
СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и
детей-инвалидов Кировского района»