Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида посредством взаимодействия с родителями. Родительская школа «Особый ребенок»
Рождение ребенка – это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.
Чаше всего мать ребенка-инвалида, ухаживает за ним с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть и в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу, а отцу приходится прежде всего смотреть в будущее на него ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи. Таким образом, вся семья находится в длительном психологическом стрессе, который со временем не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим «особым ребенком», растет тревога за его будущее.
С 2016 года на базе СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района» в социально-реабилитационном отделении создана и успешно работает родительская школа «Особый ребенок». Создание такой школы для родителей воспитывающих детей-инвалидов, в нашем центре, является актуальным и востребованным. Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка, и работа с родителями в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка. Запрос родителей на помощь в воспитании, развитии «особого ребенка», улучшение психоэмоционального состояния семьи и дал толчок для создания родительской школы «Особый ребенок», где учитываются все стороны и особенности семьи.
Программа состоит из цикла занятий с родителями проводится в групповой или индивидуальной форме. Занятия предполагают следующее: направить усилия родителей по более оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих родительских обязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, знаний в вопросах воспитания развития ребенка и раскрыть возможности их использования; помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность.
В ходе проводимой работы мы наблюдаем значительное повышение психологической устойчивости родителей; психологической и педагогической грамотности; улучшение эмоционального фона семьи и внутрисемейных отношений; улучшается социальная адаптация и реабилитационный потенциал у ребенка-инвалида.
Таким образом исходя из нашего опыта можно утверждать, что эффективность коррекционной работы с ребенком-инвалидом, и его дальнейшая социализация, находится в тесной зависимости от наличия социально-психологической помощи семье, так как именно от знаний и умений родителей, их адекватного отношения к ребенку и эмоционального благополучия зависит его развитие и возможность адаптации в обществе.
Задать свои вопросы о работе школы и записаться на занятия Вы можете в СПб ГБУ
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района» в социально-реабилитационном отделении, по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маринеско, д. 2\7. Тел: 570-80-54
Татьяна Николаевна Осипова,
психолог социально-реабилитационного отделения
СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района»