Цветоводство (гарденотерапия) как метод адаптации через приобщение к живой природе реабилитантов Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга».

На социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района» проводятся мероприятия по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам, одно из них — это занятия в кружке любителей природы «Цветоводство и озеленение». Занятия проходят по разработанной программе по социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста «Цветоводство и озеленение».
Предлагаемая программа имеет мотивационную, реабилитационную и социальную направленность. Озеленение (цветоводство) используется как один из активных видов деятельности, направленный на улучшение социального, психологического и физического благосостояния реабилитантов.
Занятия в кружке имеют познавательно-эстетическую направленность, подразумевая так же обязательную физическую активность. Целью занятий является развитие у клиентов познавательной активности, интереса к окружающему миру, а также развитие мелкой моторики, памяти, наблюдательности, внимания, творческих способностей, терпения и трудолюбия.
Цветоводство и озеленение (садовая, или гарденотерапия) как социальный инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании — это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения людей. В узком смысле садовая терапия – это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное положительное влияние на человека.
Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой как процесс постоянного соучастия, эмпатии. Опыт работы многих объединений цветоводов показал, что правильно поставленная работа реабилитантов с растениями помогает им приобрести знания по многим вопросам ботаники и биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием цветов в течение круглого года, быстрота получения результатов. Возможность использования живых растений на занятиях делает цветочно-декоративные растения объектом дополнительной работы с реабилитантами.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для наших клиентов.
Охрана и защита природы позволяет ребятам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Лучших результатов в воспитании любви к природе, к растениям можно добиться только путем привития навыков выращивания и ухода за цветами.
Наши ребята учатся работать с садовым инвентарем: лопатой, граблями, рыхлителем, садовой лейкой. Они выполняют практические работы: перекапывают почву в клумбах; рыхлят почву в вазонах, сеют семена однолетних цветов в цветнике, поливают посевы, пропалывают сорняки на клумбах, собирают семена однолетних цветов, убирают территорию цветника граблями.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Тематика занятий строится с учётом интересов клиентов, возможности их самовыражения, а также с учетом соответствия времени года, погодным условиям, календарным праздникам и датам. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Важная часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развитие умения видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире; чувство прекрасного при организации быта в моменты аранжировки помещений комнатными растениями.

Отделение находится по адресу: Санкт-Петербург, Дачный пр., д. 33, корпус 1.
Часы работы:
понедельник-четверг с 9.00 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00 до 13.48,
пятница с 9.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 до 13.48.
Справки по телефону 756-00-37

Материал подготовлен:
Л.В. Дергачева, заведующий социально-трудовым
отделением для людей с нарушением интеллекта
СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района»