Детские истерики. Памятка для родителей

Что же нужно знать родителям о детских истериках?

Истерика – совершенно нормальное явление для детей младшего и дошкольного возраста. Основной её причиной является эмоциональная незрелость ребёнка, вследствие которой он не способен справляться со своими эмоциями и чувствами так, как это делают взрослые. Поэтому успокойтесь: с вами всё хорошо, и с вашим ребёнком тоже!

Скорость прохождения ребёнком этого «истеричного» этапа зависит от особенностей его нервной системы. Но ещё от того, как именно вы, взрослые, сопровождаете своего ребёнка во время истерик. Вы можете помочь ему научиться справляться со своими эмоциями. И каждый раз делая это, вы помогаете ему «перерасти» этот этап.

Истерика ребёнка означает, что он сейчас переживает стресс. Внешние проявления истерики, вгоняющие вас, взрослых, в ступор, на самом деле позитивны, так как способствуют освобождению ребёнка от стресса – после истерики, у него спадает эмоциональное напряжение и он, наконец, может расслабиться. НО! Только если вы, взрослые, не мешаете этому процессу. Не прерываете грубыми фразами типа «Да хватит уже!», «Замолчи!», «Прекрати!» и т.п. Если вы даёте возможность своему ребёнку выплакаться и поддерживаете его при этом, контролируя его переживания.

Большая ошибка думать, что детская истерика – это способ манипулировать взрослыми и добиваться желаемого. Даже если истерика возникает после вашего «Нет!» в ответ на требование ребёнка купить что-то, она выражает его разочарование им и печаль по этому поводу.

Часто триггером детских истерик является физический дискомфорт и эмоциональное перевозбуждение. Избавьтесь от этих факторов. Вспомните не был ли ребёнок в это время голоден, не устал ли он, не перегрелся, не заболел? Если с этим всё хорошо, задумайтесь об эмоциональной нагрузке – по плечу ли она вашему ребёнку? Слишком много впечатлений, шум, громкие звуки, мультфильмы и компьютерные игры, куча разных развивающих и спортивных занятий – всё это, накапливаясь, истощает психологические ресурсы ребёнка.

Как бы вы ни старались и что бы вы ни делали, истерики у ребёнка всё равно могут случаться. И это абсолютно не свидетельствует о вашей родительской несостоятельности. Если всё же сомнения в ней появляются, перечитайте, пожалуйста начало статьи. И расслабьтесь. Вы – хорошая(ий) мама/папа. Скоро ваш ребёнок перерастёт этот период и научится самостоятельно регулировать свои эмоции.

Как же действовать, когда ребёнок «вошёл в процесс»?

Постарайтесь во что бы то ни стало сохранить спокойствие. Особенно если вокруг люди. Применяйте какие-нибудь доступные техники для расслабления, дышите ровно, не заводитесь в ответ. Не срывайтесь на крик, и уж тем более не бейте, не шлёпайте, не трясите ребёнка.

Если истерика происходит в публичном месте, постарайтесь не обращать внимания на реакции окружающих – ваша задача не понравиться незнакомцам, а помочь своему любимому ребёнку.

Конечно, ни в коем случае не оставляйте истерящего ребёнка одного, не делайте вид, что уходите, не угрожайте отдать чужому дяде или полицейскому. Такая ваша реакция лишь посеет в нём страх и никак не поможет ему успокоиться. Напротив, пользуйтесь любой ситуацией, демонстрируйте ему, что вы можете выдерживать любые его эмоции и проявления. Покажите ребёнку, что любите его невзирая ни на что.

Присядьте на корточки, ласково посмотрите в глаза, обнимите, если получиться. возьмите за руку или на руки и выйдите (вынесите его) на свежий воздух или хотя бы в другое помещение. Не «читайте морали», не взывайте к голосу разума, это всё равно не продуктивно и ребёнок в этом состоянии вас просто не услышит. Вообще в такие моменты, говорите, как можно меньше и тише.

 Когда «буря» начнёт утихать, тогда можно начинать говорить. Присоединитесь к переживаниям ребёнка, покажите ему, что уважаете и понимаете его чувства, объясните в доступной ему форме. Обговаривание чувств само по себе способно творить чудеса, ведь это способствует пониманию ребёнком собственных эмоций, а значит и развитию его эмоциональной регуляции.

Когда ребёнок совсем успокоится, обсудите с ним случившуюся ситуацию. Расскажите ему о своих чувствах. Как вам было неприятно и стыдно, но ни в коем случае не вините его. Научитесь отделять ребёнка от его поведения.

Завершите неприятный инцидент неким ритуалом примирения: пожатием рук, объятием. поцелуем. Дайте ребёнку понять, что ситуация исчерпана. Он ни перед кем не виноват, и вы его по-прежнему любите.

Непременно похвалите себя и чем-нибудь порадуйте.

С заботой о Вас, психолог cоциально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов Нацвлишвили Эльза Ивановна.