Как помочь тревожному ребёнку?

Памятка для родителей

Причины тревожности. Ни один родитель не стремиться к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Родители сами нередко предъявляют требования ребёнку, которым он соответствовать не в силах. Потому что ребёнок не может понять, как и чем угодить родителям, при этом хотя и безуспешно, пробует добиться их расположения и поддержки. Но когда он переживает одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него родители. Ребёнок вынужден признать себя не таким, как все: хуже всех, никчемнее. Само собой, для того, чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Как правило он привыкает мелко и часто дышать, а голова уходит в плечи. Естественно это не способствует развитию ребёнка, Реализации его творческих способностей, мешаете его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребёнка должны делать всё, чтобы заверить его в своей любви, конечно не зависимо от его успехов, в его информированности в какой-либо области. Помните, что не бывает совсем неспособных детей.
Дорогие родители, обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребёнка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2. Очень завышенными требованиями к ребёнку;
3. Противоречивыми требованиями, которые вы предъявляются ребёнку родителями или школой.

Надо подчеркнуть, что у детей формирование тревожности, чаще всего является следствием неправильного воспитания. Например, родители не хотят видеть в своём ребёнке «неудачника», заставляют его работать или учиться сверх меры. Давайте рассмотрим: когда вы сами являетесь высоко тревожными людьми, с заниженной самооценкой, вследствие чего воспринимаете малейшую неудачу, как катастрофу, поэтому и не позволяете ребёнку сделать ни малейшего промаха. Если вы являетесь таковыми, то к сожалению, ваш ребёнок лишён возможности учиться на собственных ошибках.

Когда требования взрослых, которые ребёнок не в силах выполнить, приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Позже он привыкает сдаваться без борьбы, даже в простых обычных ситуациях. Именно таким образом формируется личность человека, который действует так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Я вижу, что некоторые родители, которые стремятся уберечь своего ребёнка от реальных и мнимых его угроз стремятся обезопасить, тем самым формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Но ведь это всё отнюдь не способствует нормальному развитию ребёнка, реализации его творческих способностей и мешает общению с другими взрослыми и сверстниками.

На самом деле, к сожалению, большинство родителей тревожных детей не осознают, как их поведение влияет на характер ребёнка. Поэтому, я считаю, что важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребёнку, является самоанализ родителей, своего всестороннего воздействия на ребёнка и своих побудительных мотивов в общении с ним. Кроме того, родителям тревожного ребёнка, следует быть последовательными в своих действиях. Как бы ни было трудно, старайтесь не допускать семейных разногласий в вопросах воспитания ребёнка. Очень важно выработать единодушный подход к ребёнку, как родителей, так и учителей.

Как родители могут помочь ребёнку преодолеть тревожность? Научите ребёнка трём основным направлениям: 1 – повышение самооценки ребёнка, конечно повысить самооценку за короткое время очень проблематично. Прежде всего вам, необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку только по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Но нужно помнить, похвала должна быть искренней, потому что дети очень остро реагируют на фальшь и ещё больше становятся неуверенными в себе. Ребёнок обязательно должен чётко знать и понимать, за что вы его хвалите. Помните – в любой ситуации можно найти повод, для того чтобы похвалить ребёнка. Проявляйте искреннюю заботу о нём, старайтесь чаще давать позитивную оценку его действиям и поступкам. Не сравнивайте его личность с личностными качествами других детей. Научитесь принимать ребёнка безусловно, то есть таким какой он есть. Вместе с ребёнком сравнивайте результаты только с его же предыдущими успехами или неудачами. 2 – обучите ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, вы сами можете убедиться в том, что эмоциональное напряжение ребёнка проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Научите ребёнка выполнять релаксационные упражнения, чтобы снизить мышечное и эмоциональное напряжение. 3 – отработайте навыки владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, зная о трудностях ребёнка, даже в случаях, когда он не говорит об этом открыто, поиграй вместе. Возможные сложные ситуации обыграйте через ролевую игру, для наглядности используйте игрушки, это могут быть солдатики и куклы. В игре ребёнок может сам предложить модель сюжета и развития событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной тревожной ситуации. Вместе с ребёнком вы можете придумывать сказки, герои которых могут попадать в схожие ситуации вашего ребёнка и находить в игре достойный выход из неприятностей.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
• Вам необходимо понять и принять тревогу ребёнка – он имеет на неё полное право. Обязательно интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами и страхами. Научите его на собственном примере говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций, потому что приобретается опыт и есть возможность избежать ещё больших неприятностей. Ребёнок должен быть уверен, что в любых ситуациях он может обратиться к вам за помощью и советом. Даже если его проблемы вам кажутся не серьёзными, вы должны признать его право на переживания. Обязательно посочувствуйте ему, выразите понимание. После этого помогите найти решение и увидеть положительные стороны из сложившейся ситуации.

• Чтобы помочь ребёнку преодолеть тревогу, вы должны создавать условия, в которых он будет чувствовать безопасно. Например, если ребёнок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то окажите ему поддержку и сделайте это вместе с ним. Таким поведением вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

• В сложных ситуациях для ребёнка, не надо стремиться сделать всё за него, лучше предложите ему подумать и справиться с проблемой вместе. Часто для ребёнка вполне достаточно просто ваше присутствие.

• Заранее готовьте тревожного ребёнка к непривычным жизненным переменам, подробно описывайте то, что может измениться.

• Не нужно пытаться повысить работоспособность такого ребёнка, описывая предстоящие возможные трудности в чёрных красках. Например, подчёркивая, какая сложная контрольная его ждёт. Таким образом вы не повысите самооценку и уверенность в себе ребёнка.

• Очень важно делиться своей тревогой с ребёнком только в прошедшем времени. Например, я тоже боялся того-то…, но потом произошло так-то и мне удалось….

• Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, например, ошибки в контрольной – это важный опыт, теперь ты знаешь, что нужно повторить и на что обратить внимание.

• Учите ребёнка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

• Вместе с ребёнком учитесь расслабляться с помощью дыхательных упражнений, думать о хорошем, а также выражать негативные эмоции не замалчивать их.

• Помогайте ребёнку преодолевать чувство тревоги с помощью объятий, поцелуев, поглаживаний по голове, телесный контакт очень успокаивает.

• Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

• Учитывайте возможности ребёнка, не требуйте от него того что он не может выполнить. Лучше лишний раз помогите ему, окажите поддержку, а при достижении им даже малейших успехов не забывайте похвалить его.

• Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть.

 

С заботой о Вас, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов Нацвлишвили Эльза Ивановна.