Как развивать игровые навыки с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра
- Не рассчитывайте на то, что навыки игры у аутичных детей появятся спонтанно. Они нуждаются в особом внимании и целенаправленном обучении, чтобы достичь более спонтанной игры. Развитие игровых навыков у детей с аутизмом может отличаться от естественного развития у большинства детей, и им требуется специальная поддержка и обучение для развития этих навыков.
- Время, проведенное в игре, должно быть посвящено именно развитию игровых навыков. Важно учить ребенка играть с игрушками, а не только использовать игру для других целей, таких как обучение другим навыкам.
- Мотивируйте ребенка положительными эмоциями и похвалой. Символическая игра может быть сложной, поэтому важно делать ее интересной и веселой. Показывайте свое восхищение, улыбайтесь и поощряйте ребенка.
- Начинайте с простых уровней игры. Разберитесь в навыках, которыми ребенок уже обладает, и на их основе организуйте новые занятия. Переход к сложным задачам должен происходить постепенно.
- Подражайте действиям ребенка и добавляйте новые элементы. Одной из важных составляющих совместной игры с ребенком является имитация его действий. Если ребенок ставит кубик на кубик, сделайте то же самое, затем добавьте что-то новое, например, постройте башню или “дом”.
- Давайте ребенку время на отдых от активного общения. Постоянная игра и взаимодействие могут быть сложны для аутичного ребенка. Не спешите, беритесь за всё новое постепенно, придерживаясь интересов ребенка, постепенно расширяя их.
- Больше комментируйте, чем давайте указания. Вместо прямых инструкций следите за интересами ребенка и комментируйте свои и его действия, это поможет удержать внимание ребенка и поддерживать его интерес.
- Внедряйте неожиданные элементы в игру. Включайте неожиданности и, время от времени, нарушайте сценарий игры, чтобы сделать ее интереснее и веселее, это поможет стимулировать интерес ребенка и помочь ему лучше адаптироваться к внезапным изменениям в общественной среде.
Вдовин Денис Анатольевич
психолог отделения дневного пребывания для детей-инвалидов