МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ «СПБ ГБУ ЦСРИИДИ КИРОВСКОГО РАЙОНА») Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района» г. Санкт-Петербург

Факт, что главное богатство нашего общества – это люди, из которых оно состоит, в современном мире уже не вызывает ни у кого сомнений. Эту истину можно применить и к организации, главным достоинством которой будут являться, в первую очередь, ее сотрудники.
Особую важность в данном случае приобретают знания персонала, грамотное управление которыми – одна из важных составляющих эффективности ее функционирования организации.
Этот феномен носит название «управление знаниями», которое представляет собой, в самом общем понимании, процесс создания, формализации и распространения знаний в организации посредством взаимодействия находящихся в ней людей. Результатом этого процесса становится повышение качества товаров, работ или услуг, предоставляемых организацией.
Поскольку истинные носители знания – люди, управлять знаниями необходимо при помощи технологий управления человеческими ресурсами, главная цель которых – обеспечить соответствие количественных и качественных характеристик персонала целям организации.
Таким образом, управление знаниями в организации социального обслуживания – это процесс построения такой системы взаимодействия, при которой в результате обмена знаниями и опытом между сотрудниками происходило бы повышение качества оказания социальных услуг и внедрение новых методов и технологий работы с получателями социальных услуг.
Одним из инструментов управления знаниями в организации является, на наш взгляд, методическое объединение работников организации социального обслуживания, цель которого – совершенствование методического и профессионального мастерства, организация взаимопомощи, объединение творческой инициативы специалистов.
Как инструмент управления знаниями, методическое объединение позволяет управлять как знаниями формализованными (методические разработки, доклады), так и неформализованными (опыт сотрудников, их профессиональная интуиция).
В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района» (далее – СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района») работе методического объединения уделяется огромное внимание.
Методические объединения вносятся в ежемесячный план мероприятий и проводятся в следующих формах: доклад с последующим обсуждением, мастер-класс, открытое занятие.
Существуют методические объединения как для всех сотрудников, вне зависимости от специфики деятельности, так и узкоспециализированные объединения. К первым можно отнести, например, мастер-класс «Техника граттаж» или методическое объединение «Взаимодействие со средствами массовой информации». Ко второму типу – методическое объединение для заведующих отделениями «Порядок заполнения личных дел реабилитантов» и методическое объединение для специалистов по социальной работе «Порядок оформления срочных социальных услуг» и т.д.
Встречи в форме методических объединений позволяют сотрудникам учреждения обмениваться опытом, в том числе полученным во время учебы, курсов повышения квалификации. Методы работы с получателями социальных услуг, демонстрируемые в ходе открытых занятий и мастер-классов, внедрены в работу различных отделений Центра и используются как в реабилитации взрослых, так и детей.
Помимо совершенствования непосредственно процесса оказания социальных услуг получателям, методические объединения также могут помочь стандартизировать ведение и оформление документации учреждения, что благотворно скажется на его работе.
Стоит отметить, что организация методических объединений позволяет избежать централизации всех полномочий по управлению знаниями в руках руководства, дает возможность сотрудникам быть полноправными участниками процесса и самостоятельно определять темы для обсуждения и изучения.
Таким образом, на примере СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района» мы можем видеть, что методическое объединение работников является эффективным инструментом управления знаниями в организации социального обслуживания.
Материал подготовлен:
П.М. Седовой, специалистом по социальной работе
организационно-методического отделения СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района»