Нужен ли ребенку психолог?

Беспокойство, тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками… С такими проблемными вопросами обращаются ко мне – психологу социально-реабилитационного отделения, родители нашего центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района города Санкт-Петербург. Хочу напомнить, что все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития, взросления. Как отличить мелкие, кратковременные трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться и обращаться за помощью к специалистам?
Многие родители постоянно волнуются из-за своих детей, которые кусаются в детском саду, в определенный промежуток времени, боятся, что такое поведение асоциально. Малыши не хотят есть овощи, отодвигают тарелку и когда плюются ими, измученные родители сразу представляют своих детей больными анорексией в будущем. Приведу пример матери, которая беспокоится за своего сына ребёнка-инвалида: «Я вижу, что наш ребёнок тревожный и беспокойный. Это проявляется в психосоматике, сейчас у него шелушатся руки и ноги. Но я говорю себе, что это со временем пройдёт, не мне его менять и меня мучает мысль, что он страдает». На вопрос, что ей мешало обратиться к психологу? Она отвечает, что боялась услышать в ответ, что она плохая мать и это её вина. Переживала о своём ребёнке, вдруг ему станет ещё хуже? Эта мама, как и многие другие, не знала, что ей делать и как быть в сложившихся обстоятельствах.

Такая рассеянность, неопределённость характерна для многих родителей, в том числе родителей наших реабилитантов. На что опереться, как различить то, что обусловлено этапами развития (например, проблемы отделения детей от родителей, очень актуально для многих семей), то что говорит о небольших трудностях (ночные кошмары), и то, что требует вмешательства психолога.

Ребёнок может проявлять признаки неблагополучия или доставлять неприятности близким, но ведь не всегда это значит, что проблема именно в нём. Нередки ситуации, когда ребёнок «служит симптомом» — так психологи обозначают того члена семьи, который берёт на себя задачу сигнализировать о семейном неблагополучии. Проявляться это может в разных формах – например: ребёнок грызёт ногти или у него непонятные соматические проблемы: небольшая температура по утрам, покашливание. Возможно он плохо себя ведёт: дерётся, отбирает игрушки, рвёт книжки. Тем или иным способом он, в зависимости от своего возраста, характера, темперамента и других особенностей, пытается – неосознанно, конечно, — «склеить» отношения своих родителей, потому что нуждается в обоих. Ребёнок считает, что волнение за него может объединить их. Даже если они, целый час ссорились из-за него, для малыша важней то, чтобы родители были вместе. В таком случае ребёнок неосознанно концентрирует проблемы в себе, но он же и открывает пути их решения. Обращение к психологу по поводу проблем своего ребёнка позволяет лучше понять, прояснить ситуацию и, в случае необходимости, начать семейную (супружескую), индивидуальную или детскую терапию. Работа даже с одним взрослым может дать прекрасный результат, чаще всего это мама, так как она больше времени проводит с ребёнком, а когда начинаются позитивные изменения, на консультацию приходит и второй родитель, у кого раньше «не было времени».
Через какое-то время задаю вопрос родителям: а как там ваш ребёнок, грызёт ли ногти? Чаше всего в ответ слышу, что всё наладилось, такой проблемы больше нет.
Хочу напомнить, что за одним и тем же симптомом могут скрываться разные проблемы. Возьму пример: ребёнок-дошкольник каждый вечер хулиганит перед сном. Это может говорить, как о его личных проблемах: страхе темноты, трудностях в детском саду, так и возможно ему не хватает внимания родителей, или наоборот, он хочет препятствовать их уединению, реагируя таким образом на их желание уложить его в кровать. А возможно, дело в противоречивых установках: мать настаивает, чтобы он лёг пораньше, даже если он не успел принять ванну, а отец – требует выполнять перед сном определённый ритуал, и в итоге вечер становиться взрывоопасным. Разобраться в причинах самим родителям сложно.

Мамы моих клиентов признаются, в том, как трудно им быть матерью. Как хочется быть спокойной, нежной и в тоже время уметь устанавливать границы. Быть со своим ребёнком, но не подавлять его или наоборот не идти у него на поводу. Нередко родители, тонущие в море противоречивых советов, чувствуют себя потерянными. «Слишком информированные, но при этом плохо информированные», — характеризует детский психиатр Патрик Деладош. Вот главный вопрос – что же делать со своей тревогой за детей? Конечно идти на консультацию к психологу, чтобы разобраться каков её источник. Не всегда дело только в ребёнке, возможно эту тревогу, питает неудовлетворённость браком, финансовые трудности или собственные детские травмы.

Родители испытывают чувство вины за то, что их ребёнком занимается чужой человек (психолог). Но со временем приходит понимание и их охватывает гордость за то, что они смогли отказаться от роли «всемогущего спасателя» и им удалось делегировать полномочия. Многих останавливают сомнения: обратиться за помощью, это значит признаться в том, что они не справляются с ролью родителей. Представьте: когда нам дорогу преграждает камень, а мы стоим в ожидании, что он куда-то денется. Вот так многие и живут, замерев, не замечая проблемы, в ожидании, что она сама разрешится или исчезнет. Но вот, как только мы признаем, что перед нами камень, то можем расчистить себе путь. Признаём: да, мы не справляемся, не понимаем ребёнка, не можем ему помочь. Но почему это происходит? Почему родители перестают понимать детей, когда они истощены – настолько, что уже не готовы открываться чему-то новому в своём ребёнке, выслушивать его, выдерживать и разрешать его проблемы. Вот здесь специалист поможет увидеть, чем вызвана усталость и как можно восполнить свои ресурсы. Психолог в данной ситуации выступает в роли переводчика, помогая родителям и детям слушать друг друга.

Кроме того, дети могут испытывать простую потребность поговорить с кем-нибудь вне семьи, так чтобы это не было укором в адрес родителей. Поэтому не надо набрасываться на своего ребёнка с вопросами, когда он выходит с сеанса психолога.
Родители, занятые своими заботами, не всегда замечают, что малыш стал менее внимателен, активен, весел. В таком случае стоит прислушаться, если тревогу бьют воспитатель, друзья семьи, родственники. Трагедию устраивать ни к чему, но не стоит и недооценивать эти сигналы. Прислушиваться к окружению, конечно, стоит, но нужно опасаться поспешных «диагнозов» поставленных ребёнку. Не нужно паниковать и не вставать в позу, услышав негативный отзыв о своём ребёнке, а первым делом спокойно и дружелюбно уточнить все подробности, понаблюдать за ним. Если, например, ребёнок подрался, выясните с кем была драка и что это за ребёнок, кто был ещё рядом, какие в целом отношения в коллективе. Это поможет понять, почему ваш ребёнок повёл себя так, а не иначе. Может быть, он испытывает трудности в построении контактов с окружающими или у него плохие отношения с кем-то, а может быть, ребёнок ответил на буллинг (агрессивное преследование одного участника коллектива со стороны другого или преследование небольшой группой лиц). Прежде, чем принимать меры, необходимо прояснить всю картину.

Отсутствие друзей или участие в травле, независимо от того, травят вашего ребёнка или он травит других, указывает на проблемы в отношениях. Если ваш ребёнок недостаточно себя ценит, лишён уверенности в себе, излишне тревожен, нужно обратить на это внимание. Более того – слишком послушный ребёнок с безупречным поведением тоже может быть втайне неблагополучным. Получается, что угодно может быть поводом для обращения к психологу? Ни один список не будет исчерпывающим, настолько выражение психического страдания бывает непоследовательно. Тем более, что у детей одни проблемы быстро сменяются другими.

Так как решить, нужно ли идти на консультацию к психологу? Прежде всего, родителей в поведении ребёнка должно насторожить то, чего ещё совсем недавно не было, а сейчас появилось, то есть любые перемены. Например, девочка всегда была жизнерадостной, но внезапно у неё настроение резко поменялось, она начала капризничать, устраивать истерики. Или наоборот, ребёнок не был конфликтным – и вдруг начинает воевать со всеми включая некоторых членов семьи. Неважно, к худшему или может к лучшему эти перемены, главное, что они неожиданные, непредсказуемые. Не стоит забывать про энурез, повторяющиеся ночные кошмары или когда ребёнок спит в кровати с родителями.

Ещё один показатель – если проблема не исчезает. Так, недолгое снижение успеваемости в школе – обычное дело. А ребёнок, который перестал заниматься вообще, нуждается в помощи специалиста. Даже, если родителей ничего не беспокоит, приход с ребёнком к психологу – хорошая профилактика, это важный шаг к повышению качества жизни: и ребёнка и вашей собственной.

Эльза Ивановна Нацвлишвили,
психолог социально-реабилитационного отделения
СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района»