Особенности игры в раннем возрасте
Игра – важный этап развития, заложенный природой, в котором ребенок проявляет себя творчески. В игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает впечатления от взаимодействия с предметами, изучает их свойства.
У некоторых педагогов есть мнение, что манипуляции малыша с предметами до 3 лет не считаются игрой. Однако они несут важный смысл в развитии психического мира ребенка. Рассматривание, захват, поднесение ко рту, перекладывание из рук, катание, ощупывание, стук, вложение¸ накрывание одного предмета другим – эти и другие манипуляции уже являются самостоятельной игрой. Недооценка этих стадий, желание перепрыгнуть через них и предложить малышу игрушки с обозначенной целью (пирамидка, вкладыши и другие развивающие игрушки) могут разрушить тот бесценный опыт, которой мог бы получить малыш. Конечно, он из таких «готовых» игрушек сможет понять логические и пространственные отношения, использовать предмет как инструмент и т.д., но это не будет собственной познавательной активностью малыша и не вызовет столько радости от творческого решения проблемы.
На эту тему был проведен интересный эксперимент с мамами и детьми-дошкольниками. Мам с детьми приводили в комнату с набором игрушек. Исследователь говорил, что нужно выйти ненадолго и давал разрешение смотреть все игрушки и «чувствовать себя как дома», а сам наблюдал за действиями участников за непрозрачным с одной стороны стеклом (со стороны комнаты – зеркало, со стороны исследователя – прозрачное стекло). Все участники разделились на 4 группы: 1) мамы шикали на детей и не разрешали ничего трогать; 2) мамы спокойно читали журнальчик, а дети, осмелев, начинали все изучать; 3) мамы начинали объяснять детям, что за игрушки и как с ними играть; 4) мамы сами хватались все рассматривать, дети следовали их примеру. После наблюдения, исследователь возвращался и изучал познавательную активность детей с помощью методики. У каких детей оказался лучше развита активность? Ответ неочевиден. Лучшие результаты показали дети любознательных мам из четвертой группы. Дальше шли мамы, которые не вмешивались и занимались своими делами- мамы второй группы. Худшие результаты были у детей, чьи мамы запрещали играть или сами руководили процессом игры. Несмотря на то, что эксперимент проводился на детях дошкольного возраста, вмешательства в познавательную инициативу ребенка могут наблюдаться и в раннем возрасте (материалы об исследовании взяты из книги Л.В. Петрановской «Тайная опора в жизни ребенка»).
Поэтому родителям деток раннего возраста очень важно поддержать инициативу ребенка, удерживаясь от внедрения воспитательных и педагогических вмешательств. На первых этапах развития игры у ребенка роль взрослого заключается в наблюдении за действиями малыша. Сначала будет казаться, что малыш просто трясет игрушкой, но по сути это является первым шагом проявления собственной инициативы во взаимодействии с предметом.
Взрослый может понаблюдать за:
• вовлеченностью малыша в игру;
• его эмоциями (интерес, радость, удивление или раздражение);
• вниманием (рассеянное или устойчивое, сфокусированное на игре, расслабление между играми);
• действиями (ощупывает, трясет, примеряет и т.д.);
• ответить себе на вопрос, чему учится ребенок во время этих действий;
• обратить внимание на коммуникативную инициативу (смотрит ли на вас, обращается за помощью, обращается, чтобы разделить эмоцию и т.д.).
Для достижения этих целей детям предлагаются игрушки, в которых не заложена цель игры: мячики, кубики, кусочки бумаги, перышки, стаканчики, глина, палочки и т.д. Ведь чем сложнее игрушка, тем меньше с ней возможно придумать игр, что ограничивает свободу творчества и порождает стереотипную игру.
Так как же должен вести себя взрослый, чтобы взаимодействие во время игры было качественным и приятным для обоих?
1. Видеть сигналы ребенка и адекватно реагировать на них (чувствительность). Например, малыш кидает мячики и неожиданно одним попадает прямо в ведерко, поворачивается к вам с улыбкой. Он хочет, чтобы вы разделили с ним радость: «Вау, как у тебя здорово получилось! Ты такой меткий!».
2. Следовать за инициативой ребенка. В этом случае игрушки должны быть доступны ребенку, чтобы он мог сам выбирать, во что играть.
3. Сотрудничать вместо «делать за». Под этим понимается где-то придержать, где-то поддержать словами («О, ты здорово старался. Попробуй еще»), где-то поднести.
4. Эмоционально подстраиваться.
5. Не вмешиваться в игру («У тебя неправильно колечки на пирамидке собраны. Смотри. Сначала берем большое, потом маленькое…»), не делать руками малыша.
6. Наблюдать за действиями ребенка.
7. Умение называть, что делает ребенок («Ты перекладываешь стаканчики»).
8. Предоставлять ребенку выбор.
9. Находится в спокойном эмоциональном состоянии.
Надеюсь, что перечисленные рекомендации помогут Вам увидеть в малыше маленького исследователя.
Кашина Анна Александровна,
психолог отделения раннего вмешательства
для детей от 3 лет (абилитация младенцев)