Подростковый возраст и половое воспитание. Что делать?

У любого ребенка рано или поздно наступает переходный возраст, когда родителям становится трудно с ним совладать. Существует множество периодизаций этого возраста, но обычно подростничество идет с 11 до 14-15 лет. Часто родителей ставят в тупик влияние индивидуальных особенностей в процессе взросления у подростка-инвалида, когда его тело уже выросло, а ментально он остается ребенком.

Что происходит? В этом возрасте в организме ребенка наступают кардинальные физиологические и гормональные изменения за счет очень быстрого роста – тело меняется, у него проявляются новые, пока что неизвестные функции, эмоциональный фон нестабилен и вечно хочется чего-то нового, даже экстремального. Он может начать задавать неудобные вопросы или совершать необдуманные импульсивные поступки, тем самым навлекая на себя беду. Здесь родителю стоит вовремя успокоится и осознать, что подросток сам находится в большом замешательстве и не понимает, что с ним происходит. Вспомните себя в этот период: какого было Вам и Вашим сверстникам, с какими трудностями Вы сталкивались в это время? Возможно, Вы найдете ответы там.

Почему половое воспитание так важно? Нужно понимать, что дети-инвалиды часто становятся легкой добычей для преступников (причем это могут быть как взрослые люди, так и одногодки, а также подростки младше или старше по возрасту). Ребенок, который не посвящен в вопросы сексуальной сферы находится в большой опасности, ведь он может не понять, что ситуация, в которую попал, является склонением к половому акту, домогательством или насилием. Подростку нужно уметь отказывать в том, чего он не хочет (говорить «нет», а если не отстают, то кричать и любыми способами пытаться уйти), понимать границы личности и неприкосновенность своего тела, а также не бояться сообщить о случившейся ситуации любыми доступными ему способами доверенному кругу лиц (родители, учителя, врачи, полиция) и, что самое важное, суметь объяснить произошедшее с ним в первую очередь для себя.

Когда рассказать об «этом»? Когда Ваш ребенок будет к этому готов. Не существует оптимального возраста, когда стоит поставить на повестке дня тему сексуального воспитания и провести большую беседу. Лучше всего, когда это происходит естественным путем, то есть у ребенка вдруг появляются к Вам вопросы или он сталкивается с поллюциями, эрекцией или менструацией. В случае, когда ребенок подходит и спрашивает, нужно быть готовыми не замять тему и не отшутиться, а ответить на поставленный вопрос четко и ясно. Поэтому можно заранее подумать, проконсультироваться со специалистом или почитать соответствующую литературу о том, как для Вас будет проще объяснить, какие слова лучше использовать, чтобы подросток все понял с первого раза.

Но что, если мой ребенок заинтересуется «этими» темами или уже слишком зациклен на них? Гиперфиксация на сексуальных темах у подростков происходит в основном от простого незнания и недостатка информации. Ребенок знает некоторые разорванные между собой факты, но не может связать их в целую картину. Поэтому он зациклен на поиске информации, чтобы заполнить эти пробелы в своих знаниях. Простое объяснение, что мужчины и женщины имеют разное строение тела, как называются их половые органы (вальва и пенис) и то, что сексуальная жизнь – это личное дело двух любящих друг друга людей, скорее всего снимет всю зацикленность подростка на сексуальной теме.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить основные задачи для родителей в половом воспитании детей:

  1. Формирование положительного отношения ребенка к своему телу и здоровью (дать знания о личной гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела);
  2. Формирование поведения, присущего своему полу (показать сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам на примере мамы и папы);
  3. Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах (научить взаимопомощи и уважению между полами);
  4. Подготовка к будущей семейной жизни (девочка подражает матери, а мальчик отцу или другому родственнику);
  5. Проконтролировать с какими людьми знакомится и общается ребенок, в том числе в соц. сетях (не учите подростка чистить кэш и историю браузера);
  6. Объяснить подростку о неприкосновенности его тела, положительно реагировать на любое отстаивание им своих границ (правило нижнего белья и круги доверия);
  7. Не запрещать подростку заниматься мастурбацией, а объяснить то, какие места безопасны и наиболее подходят для этого занятия (отправлять ребенка в ванную комнату, а в школе в туалет);
  8. Удовлетворение познавательных интересов детей (суметь ответить на любой вопрос).

Все это достигается с помощью простого обучения уходу за собой, словами «…раз уж ты девочка…» или «…ты ведь мальчик…», спокойными разговорами о человеческой биологии и отношениях между мужчиной и женщиной.

Каждый ребенок и его жизненный путь уникальны и неповторимы, поэтому нет четкой инструкции что и когда сказать. Если Вы сомневаетесь или попали в затруднительную ситуацию – не стесняйтесь обратиться лично или написать психологам Центра за рекомендациями и посещать мероприятия на данные темы.

Жду от Вас отзывы, а также пожелания на следующее ближайшее родительское собрание, которое состоится в Центре на ул. Морская пехота, д. 12 – 29 ноября.

 

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов

Тамара Евгеньевна Жиркова