Половое воспитание девочек

Сексуальное воспитание в принципе неотъемлемая и важная часть воспитания любого ребенка, но сегодня речь пойдет именно о девочках. Безусловно, есть определенные различия как проводить «тот самый» разговор с девочками и мальчиками. Зачем, когда и как? Попробуем ответить себе на эти вопросы.

Зачем? Снижение рождаемости и снижение уровня индивидуального здоровья населения ставит семью перед труднейшими проблемами. Девочки-старшеклассницы, вступая во взрослую жизнь неподготовленными духовно и нравственно, совершают много ошибок в организации своей жизни.

Зачастую ускоренное физическое развитие детей-инвалидов ставят всю семью в неудобное положение – несоответствие паспортного возраста с физическим и психологическим развитием. Внутри взрослого тела все еще живет ребенок. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений полоролевая социализация девочек-подростков превратилась в стихийный процесс.

Особую опасность в последние годы приобретает рост у подростков различного рода заболеваний, передаваемых половым путем, нарушений в сексуальном развитии, участились случаи беспорядочной половой связи, даже проституции. Вполне понятна с малых лет схема: я тебе – ты мне.

Кроме того, в России растет демографический кризис, возрастающий в связи с беспокойством в обществе. Это выдвигает на первый план проблему психологической и нравственной подготовки молодежи, и особенно девушек, к здоровому образу жизни и к позитивному материнству, к осознанию и принятию миссии матери и ответственности за рождение, жизнь и воспитание ребенка. Диагноз еще не означает, что Ваш ребенок не сможет иметь партнера или даже семью и детей.

Когда? Первый по-настоящему серьезный всплеск интереса к пикантным вопросам возникает у нормотипичного ребенка, когда ему исполняется 12-13 лет. У детей-инвалидов же этот процесс может отстать на пару лет, либо прийти чуть раньше в зависимости от индивидуальных особенностей. Ваша дочь может начать задавать «неудобные» вопросы или вовсе молчать, пытаясь ответить на них самой, а иногда искать эти ответы у сверстников.

Рекомендация такая: заранее подтянуть знания в этой теме или иметь под рукой литературу, способную подсказать ответ. И не стесняйтесь признаться: «Дорогая, в этой книге написано лучше, чем я смогу объяснить тебе. Давай посмотрим вместе».

И никогда не ругайте девочку за подобные вопросы. Если она будет уверена, что может спросить Вас обо всем и поделиться с вами любой проблемой, это поможет вам быть в курсе происходящего и вовремя поддержать ее тогда, когда это действительно будет нужно.

Как? Мама должна спокойно, не реагируя так, будто случилась катастрофа, опираясь на специальную литературу, ответить на вопрос или честно признать, что не может, но знает где найти ответ.

Вот темы, которые следует обсуждать со своей дочерью в данном возрасте:

  • анатомо-физиологические изменения девочек в переходном возрасте;
  • строение женской репродуктивной системы;
  • вредные привычки и здоровье женщины несовместимы;
  • об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем и их последствия в репродуктивной деятельности;
  • проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции, передающиеся половым путем, психологические травмы);
  • роль женщины в семье и в обществе;
  • культуру взаимоотношений полов.

Посмотрите вместе с ней фильм или передачу, где прямо или косвенно поднимается проблема небрежного отношения к репродуктивному здоровью, прокомментируйте это, дайте знать, как нужно было поступить главной героине. И помните, что Вы всегда можете обратиться за помощью к психологам Центра.

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Тамара Евгеньевна Жиркова