Привлечение ребенка к участию в повседневных делах, к соблюдению чистоты и порядка).

Приучать малыша к самостоятельности можно начинать в начале второго года жизни. В этот период ребенок становится более самостоятельным и может подчинять свои действия желаниям и приобретать все более сложные навыки.

Сегодня я бы хотела рассказать, как мама может помочь своему ребенку в приучении его к порядку в своей комнате.

Что малыш может делать в своей комнате:

– выбирать одежду на день и одеваться;

– подбирать носки по парам;

– убирать свои игрушки и книжки;

– стелить свою кровать;

-класть свою пижаму под подушку;

– вытирать пыль легкой щеткой.

Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: «Смотри, эту книжку мы положим на стол – там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как чисто теперь в комнате! Молодец!» Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, малыш вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Когда ребенок пытается подражать действиям взрослых, это надо поддерживать и стимулировать. Многие навыки ребенок обретает, подражая окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете – пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок – пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Вы моете пол – дайте ребенку ведро, тряпку и участок, на котором он вымоет пол самостоятельно. Моете посуду – дайте ребенку тазик с водой и что-то небьющееся. Но это нужно делать только тогда, когда ребенок проявляет желание участвовать.

В два года ребенок хорошо выполняет поручения и любит это делать, ему надо почаще давать различные задания.

Вот принципы, которые помогут вам с малышом наводить порядок в его комнате:

– Пусть у каждой игрушки будет коробка или ящик, кроватка или гараж. Важно убирать игрушки в одно и то же место. Для того, чтобы ребенку было легче ориентироваться, на ящики можно наклеить фото игрушек, которые там лежат.

– Введите правило (это лучше делать с самого начала, пока ребенок еще маленький): взял игрушку, поиграл, положил на место. Следующую берем, только если убрали предыдущую, она больше не нужна, плюс у всего свое место.

– Заставлять ребенка убираться и угрожать ему чем-то, если не уберется не эффективно, и не имеет никакого отношения к прививанию навыка порядка. Ребенок будет убираться, пока боится наказания, а не потому, что так удобнее и приятнее. Не делайте из уборки повинность, если не хотите, чтобы он возненавидел ее.

– Можно придумать отдельные правила для вечерней уборки. Например, уборка по таймеру. Вы убираетесь вместе, быстро, ни на что, не отвлекаясь, но делаете это только пять минут. Как только таймер зазвонил, кричите «стоп уборка!». Тогда уборка превращается в веселую игру с мамой.

– Сделайте ритуал из уборки. Это значит, что вы убираетесь все время в одно и то же время. И не затягивайте. Уборка не должна длиться долго.

Эти нехитрые правила помогут вам привить малышу один из навыков опрятности – соблюдение чистоты в своей комнате.

Будьте терпеливы, и откажитесь от формулировок типа «он ничего не может сделать сам». Смотрите на это как на необходимый навык, который ребенок просто еще не наработал. Но он в процессе.

 

Трубецкая Екатерина Алексеевна,

психолог отделения раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет (абилитация младенцев)