Рекомендации родителям как обучить ребёнка с расстройством аутистического спектра новым навыкам с минимальной помощью взрослых

  1. Разбейте навык на маленькие шаги: постепенное обучение упрощает процесс понимания и обучения. Если вы хотите научить ребенка одеваться самостоятельно, начните с простых действий, таких как надевание носков.
  2. Постоянство: учитывайте, насколько важным является постоянство для детей с ранним детским аутизмом (далее РДА). При обучении новому навыку использование одинакового подхода повышает вероятность успеха.
  3. Визуальная поддержка: видео, картинки, схемы – все это может использоваться для визуализации новых навыков. Например, использование пошаговых карточек с изображениями для обучения процессу одевания может быть очень полезно.
  4. Используйте интересы ребенка: попытайтесь использовать интересы ребенка к обучению новому навыку. Если ребенок любит динозавров, используйте игровые фигурки динозавров для вовлечения ребёнка в новую для него деятельность.
  5. Позитивная поддержка: при обучении новому навыку важно поощрять ребенка, даже если он делает только небольшой прогресс, это поможет укрепить его уверенность и желание учиться.
  6. Предсказуемость: для детей с РДА предсказуемость и структурность могут быть очень утешительными. Внесите учебный процесс в ежедневный распорядок ребенка, чтобы он знал, когда ожидать нового урока.
  7. Обучение через игру: используйте игры, чтобы сделать процесс обучения более интересным и веселым, это поможет удержать внимание ребенка и уменьшит стресс от учебного процесса.
  8. Терпение: требуется время, чтобы освоить новый навык. Иногда прогресс может быть медленным, и это нормально, главное, продолжайте практиковать с терпением и любовью.

И помните, что каждый ребенок уникален, то, что работает для одного ребенка, может не работать для другого. Будьте готовы к адаптации и творчеству.

 

Вдовин Денис Анатольевич,
психолог отделения дневного пребывания для детей-инвалидов