Рекомендации родителям по социализации детей с РАС

Один из основных трудных моментов для ребёнка с расстройством аутистического спектра – это социальное взаимодействие. Ребёнок не идет на контакт первым, не отвечает, не играет с другими… Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе с родителями таких детей в нашем Центре.

Аутистический спектр широк и, помимо проблемы постановки диагноза, каждый ребёнок уникален, так что любой случай нужно рассматривать индивидуально, так как не бывает одинаковых детей, особенно таких. Но можно выделить наиболее часто – встречаемые и основные особенности детей с РАС: отсутствие сочувствия, сопереживания (эмоциональное безразличие), затруднённое понимание эмоций и способность выражать их самому, а также плохое воображение.

Лишённые сочувствия, дети-аутисты часто не могут осознать ценность личности другого человека, из этого следует, что такие дети не будут считаться ни с мнением, ни с желаниями. Они чаще всего будут сконцентрированы на себе, а это затрудняет осознание, что вокруг такие же люди, как и он. С таким отклонением ребёнок будет думать о Вас или других людях как об инструментах для достижения своих целей. Когда ребёнок с РАС тянет Вас к стеллажу, чтобы вы достали для него что-то, остановитесь и обратитесь к нему с вопросом «ты хочешь, чтобы я достал эту вещь?». Поговорите с ним, прежде чем помочь, покажите ему, что Вы тоже человек, и это общественная норма – общаться, чтобы понимать друг друга.

Плохое понимание эмоций тоже очень затрудняет коммуникацию. Некоторые дети с РАС неспособны даже интонационно распознать эмоции собеседника. Такому ребенку необходимо очень чётко и прямо объяснять все душевные переживания других людей, самим родителям, как можно честнее говорить о собственных чувствах, ведь ребёнок с РАС совсем не понимает подтексты и полутона. Выражения «мне грустно», «ему обидно», «она не хочет» или «тебе бы тоже не понравилось такое» помогут в коммуникации всем участникам.

Нарушенное воображение очень мешает на ранних этапах развития, ведь оно – главное топливо для детских игр. Плохо развитое воображение приводит к странным играм, непонятным для остальных детей. Таким образом, отсутствие базовых игровых навыков очень мешает социализации ребенку с РАС и возможности познавать этот мир через игру. Поэтому очень важно научить своего ребенка простым играм, но не запрещать время от времени развлекаться и своими «странными» играми, потому что для него это действительно важно.

На прошедшей в Центре встречи были на примерах и более подробно рассмотрены все данные темы. Родители говорили с психологом о проблемах, касающихся развития, особенностях обучения и образовательных условий детей с РАС. Также родители поделились друг с другом собственным опытом и научились у специалиста другим методам общения с детьми.

Со многими затруднениями в процессе роста и развития можно справиться, если как можно раньше начать заниматься с ребёнком у специалистов. Поэтому не стесняйтесь обращаться со своими вопросами к психологам Центра и посещать организуемые мероприятия для родителей.

 

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Тамара Евгеньевна Жиркова