Буллинг в школе

Иногда поход для ребенка в школу становится настоящим испытанием не только для него, но и для родителей. Виноваты в этом даже не учебная нагрузка или сложности в усвоении учебных материалов, а специфичные конфликты с одноклассниками и другими учениками, которые называют одним словом – буллинг.

Буллинг (или травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны одного человека или группы лиц. Буллинг может быть в форме психологического или физического насилия, сдержать угрозы, оскорбления, пассивную агрессию, игнорирование, передразнивание, а в некоторых случаях и физические проявления агрессии.

Конечно, с травлей могут столкнуться не только дети с проблемами развития, но дети-инвалиды в большой зоне риска.

С 2012 года в России действует закон, который закрепляет право на инклюзивное образование: ребенок с особенностями развития может заниматься в общих классах или детских садах. Документ гарантирует, что в выбранном учебном учреждении детям, испытывающим трудности в «развитии и социальной адаптации», окажут «психолого-педагогическую, медицинскую и социальную» помощь.

Почему некоторые дети проявляют жестокость по отношению к таким детям?

Рост агрессивности в обществе, низкий уровень толерантности к «особым» детям, отсутствие целенаправленного воспитания гуманности и милосердия в семье, а также страх перед тем, что ты не можешь понять.

Почему групповой травле, как правило, подвергаются люди, которые по каким-то признакам отличаются?

С одной стороны, такие люди не уверены в себе, они чувствуют свое отличие от других. Это снижает их самооценку, они становятся легко доступной жертвой, которая не может дать отпор. С другой стороны, тем, кто травит, есть за что «зацепиться». Непохожесть, отличие от стандартов вызывают непринятие и желание самоутвердиться за счет более слабого.

Как вести себя ребенку, который подвергся травле?

Ребенку обязательно нужно попросить помощи взрослых. Но проблема в том, что большинство детей, которые подвергались буллингу, пытаются сказать об этом взрослым, но не получают помощи. Поэтому рекомендации ребенку: срочно, не боясь быть ябедой, сразу говорить о своих затруднениях с родителями, педагогом, с любым, готовым слушать. Здесь могут помочь специалисты. Школьный психолог, психолог в социальном центре, горячая линия телефона доверия – вот источники информации и активной помощи. Это серьезная ситуация, в которой нельзя молчать и терпеть. Чем больше жертва буллинга терпит, тем изощреннее ее мучители.

Что делать родителям, чьи дети подверглись травле?

Ребенка никто не защитит так, как это могут сделать родители. Необходимо действовать – сообщать педагогам, родителям, администрации образовательных учреждений. Нужно всерьез воспринять жалобу ребенка, пока это не приняло трагический оборот. Контроль соцсетей, обеспечение безопасности ребенка офлайн – это важнейшие задачи родителей и близких. Обязательно надо посетить психолога – не только для проработки психологической травмы (если она есть), но и для формирования уверенности в себе, здоровых границ личности, самоуважения, развития способности противостоять нападкам. Буллеры чувствуют силу и никогда не травят людей, уверенных в себе.

Как родители детей с особенностями развития «психологически» могут защитить своего ребёнка?

Необходимо создать у ребенка алгоритм действий в ситуациях проявления агрессии со стороны других. Он обеспечивает понимание, что делать, не дает растеряться. И, конечно, важно держать постоянный контакт с педагогами. Необходимо дать ребенку уверенность в том, что особенности в развитии – это еще не ограниченные возможности жизни.

Как преодолеть негативное отношение окружающих?

Не вступайте в открытый громкий конфликт при ребенке. Ребенок должен видеть, что вы его защитите и всегда примите его сторону. Обнимите его, прижмите к себе и улыбнитесь обидчику. Это демонстрирует правильную форму взаимодействия с миром: доброе отношение к людям покажет малышу, что у него нет врагов, а агрессия не способ решения споров. Осуждение и оскорбление — всегда позиция слабого, цельные личности выбирают гуманность и компромисс. Спокойно говорите о его диагнозе, ведь тут нечего стесняться – это просто еще одна особенность ребенка, с которой нужно считаться. Поясните, что он делать может, а что не может, ведь это данность. Иногда людям достаточно просто объяснить, чтобы стало понятно кто перед ними, а затем они успокоятся.

 

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Тамара Евгеньевна Жиркова