Что делать, когда ребёнок с РАС «скандалит», чтобы получить то, что он хочет

В этом повествовании я опишу две простые процедуры для случаев, когда ребёнок с аутизмом пытается получить желанные предметы, применяя проблемное поведение.

Бывали случаи в магазине: стоя в очереди к кассе, я наблюдала картину, когда ребёнок радом со мной устроил серьёзную истерику, и рядом у соседней кассы другой ребёнок тоже закатил далеко не маленький скандал. Я понимаю, что в этом нет ничего необычного, ведь с такими ребятами часто встречаюсь на своих консультациях, также как большинство родителей и специалисты нашего центра. Знаем, что поведение бывает «заразным» или «зеркальным» и что из-за одного плачущего ребёнка разрыдаться могут все. Но в подобных случаях моё внимание привлекает совсем не это, а то, как родители этих детей начинают реагировать на подобные ситуации. Как правило, в ход идут строгие взгляды, угрозы шёпотом, просьбы, мольбы, конфетки/игрушки/связки ключей/любой предмет в качестве отвлекающего маневра, поиск воды/сока/молока в сумке, либо ребёнка просто берут на руки или уводят его из магазина. Короче говоря, типичная реакция родителей – паника.

На своих консультациях работая с моими клиентами, передо мной стоит задача – предоставить родителям максимальную поддержку и подробную информацию, чтобы им больше никогда не приходилось паниковать в подобных ситуациях. Конечно нет ничего приятного, если ваш ребёнок устроил скандал в тихом магазине, где полно покупателей, которые смотрят на вас с осуждением или пытаются старательно вас не замечать.

В подобных нежелательных ситуациях всегда встаёт вопрос: «Как мне – специалисту/психологу/родителю/тёте/бабушке – реагировать в такой ситуации?».

Так что сейчас, я предлагаю вам одну стратегию, которую вы сможете добавить в свой арсенал возможных действий. Это простая процедура «счёт и просьба», которую вы можете использовать, если ребёнок что-то хочет и использует неприемлемый способ (крик, плач), чтобы добиться желаемого (истерика, агрессия, аутоагрессия). Фактически с помощью этой процедуры вы научите ребёнка просить то, что ему нужно, уместным способом. Эту технику лучше всего применять в тех случаях, когда ребёнок просит что-то, что вы ему дать не можете.

И так, ребёнок что-то хочет, и он может это получить (но только в том случае, если не было проблемного поведения). Попросите ребёнка прекратить подобное поведение или скажите ему «тихо» и начинайте считать спокойным размеренным тоном. Вы можете считать вслух или молча, просто сгибая пальцы, для обратного счёта. Понятнее всего считать до десяти.

В том случае, если проблемное поведение продолжается во время счёта, то начинайте считать заново не меняя тон голоса. Однако, не следует считать больше трёх раз, потому что у ребёнка есть только три возможности успокоиться. В противном случае его придётся выводить из помещения, где есть другие люди.

Если ребёнок убегает или уходит, нужно прекратить считать.

Когда вы завершили счёт, и ребёнок успокоился и прекратил проблемное поведение, то подскажите ему, как попросить желанный предмет или желаемое занятие с помощью приемлемой формы коммуникации (это может быть устная просьба, указательный жест прикосновение или жест из жестового языка, карточка PECS и др.).

На правильную коммуникацию нужно обязательно предоставить желанный предмет и главное – не забудьте поощрить ребёнка за приемлемую просьбу.

Когда ребёнок что-то хочет, но не может это получить этого дома, скажите «нет» и, если он примет такой ответ, можно предоставить ему за это какое-то другое поощрение и конечно обязательно похвалите его. В том случае, если вам не удалось договориться и началось проблемное поведение, просто уйдите прочь от ребёнка. Главное помнить о том, что не нужно пытаться переключать ребёнка на какую-либо другую деятельность.

Вы можете вернуться только в том случае, если нужно обеспечить безопасность ребёнка или целостность вещей и убранства в помещении, при этом не следует разговаривать с ним, нужно постараться как можно меньше смотреть на него. Возьмите всю волю в кулак и снова уйдите от него, выйдите из помещения.

Если ребёнок начнёт хватать или тянуть вас, то спокойно отцепите его от себя и займитесь своими делами, при этом не нужно ничего озвучивать, сопровождать объяснениями.

Однако следует запомнить о том, что если ребёнок хотя бы на одну минуту прекратил проблемное поведение, то обязательно нужно вернуться к нему и переключить его внимание на какое-то другое подходящее занятие.

Когда ребёнок что-то хочет в общественном месте, но не может получить желаемое примените процедуру «уйти и выбраться». Для начала скажите «нет» и, если ребёнок принял «нет», то предоставьте замену желаемому, обязательно похвалите его или как-то поощрите. Но если всё-таки ребёнок проявил проблемное поведение, просто дайте ему какую-нибудь уместную в данной ситуации инструкцию. Например, в школе или детском саду можно просто перенаправить его внимание на другое занятие: собери игрушки, тетради, ручки и т.п. В свою очередь, вы можете его поощрить, только когда ребёнок выполнил вашу инструкцию или просьбу.

В том случае, если ни смотря ни на что, проблемное поведение продолжается, вы должны быть готовы игнорировать, но при этом вы имеете в виду, что игнорируете не ребёнка, а его поведение.

Следует помнить о том, что поощрение и подкуп – это не одно и то же. Прежде всего, если вы не уверены, что конкретно в данный момент используете, задайте себе вопрос: начал ли ребёнок чаще проявлять желательное поведение. Такое поощрение, начинает действовать и происходить чаще, только в результате целевого поведения.

Есть ещё один хороший способ научить ребёнка принимать ответ «нет» – это прежде учить его «нет, но…». К примеру: «Нет, я не дам тебе конфету, но ты можешь попить сока». В этом случае вы фактически сразу предоставляете ребёнку альтернативный самостоятельный выбор. Впоследствии вы начинаете использовать вперемешку или по очереди: «нет, но…» и просто «нет» до тех пор, пока ребёнок не сможет принимать отрицательный ответ.

Если процедура «счёт и просьба» не сработала, рекомендую подождать минут десять, прежде чем попробовать снова. Стараться набраться терпения, чтобы сразу не броситься успокаивать ребёнка или прекратить проблемное поведение любым способом. Ребёнок всё равно поймёт, что у него есть ограниченное количество возможностей для правильной просьбы, прежде чем вы покинете его и уйдёте, а возможность для получения поощрения исчезнет.

 

 

Психолог

социально-реабилитационного отделения

 для детей-инвалидов

СПб ГБУ«ЦСРИиДИ Кировского района»

Э.И. Нацвлишвили