Детские панические атаки

Чаще всего панические атаки (ПА) возникают у людей в молодом взрослом возрасте, но специфика развития детей-инвалидов ставит их в положение, что ПА может манифестироваться и в подростковом возрасте, и даже раньше.

Панические атаки являются временной дисфункцией организма вследствие перенапряжения нервной системы и срыва адаптационных процессов. Это может длиться от одной или нескольких минут вплоть до нескольких часов в индивидуальных случаях.

В основе панических атак стоит страх. У детей это может быть страх темноты, одиночества, больницы, разлуки с мамой, у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы и любой угрозы для жизни.

Причины у ПА всегда разные и их очень много: наследственность, психоневрологические заболевания, гормональный дисбаланс, психоэмоциональное напряжение, интоксикация, даже инфекционные заболевания. Зато проявления всегда примерно одни и те же: повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы.

Если Вы видите, что ПА на этот раз опасна для ребенка, и он не сможет справиться с ней (например, теряет сознание), то необходимо срочно обратиться за помощью специалисту. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Как, будучи родителем, помочь своему ребенку при ПА?

Цель в данном случае будет в том, чтобы помочь Вашему ребенку сосредоточиться на его собственном теле, нормализовать его дыхание. Вот несколько техник:

  • «Дыхательная техника 7:11». Сначала Вы отстукиваете пальцем ровный, четкий ритм 7:11, про себя в голове обязательно считаете удары руки: «1,2,3,4,5,6,7… 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11». Когда привыкли к отстукиванию ритма, то от 1 до 7 нужно вместе с ребенком делать вдох, далее от 1 до 11 выдох. В начале будет трудно, но нужно стараться дышать в темп. Техника действует как хороший транквилизатор. За счет успокоения дыхания постепенно снижается сердцебиение, нормализуется давление, уходят другие симптомы ПА, исчезают пугающие мысли.
  • Техника «здесь и сейчас». Если ребенок способен Вам отвечать, то начинайте задавать ему простые вопросы. «Что ты видишь?», «что ты слышишь?», «какие цвета ты видишь?», «что ты здесь можешь потрогать?», «что ты можешь понюхать?». Эти вопросы помогают ребенку сосредоточиться на том, что происходит в реальности, а не на пугающих мыслях о том, что может произойти.
  • Гештальт техники. При повышенной тревоге, гневе или страхе, можно использовать подушку или жгут из полотенца для крика/рычания/кусания этих предметов на протяжении нескольких минут, до тех пор, пока ребенок не почувствует удовлетворение/усталость/снижение интенсивности эмоционального состояния. В случае необходимости можно использовать жгут из полотенца, чтобы крутить его в руках, как будто выжимая из него воду. Эти техники также помогают условно технически осуществить реакцию на стрессовый стимул “бей или беги”, дать выход эмоциональному напряжению, снизить уровень кортизола.

Любое заболевание легче предупредить, чем лечить, это же относиться и к паническим проявлениям у детей. Атмосфера взаимопонимания в семье, уважительное отношение друг к другу – основа психического здоровья детей. Лучшая профилактика панических атак – любовь, забота и понимание родителей. Уважительное отношение к желаниям ребенка, поддержка его начинаний, не зависимо от конечного результата, принятие различий в собственном ожидании и желании ребенка, совместный, семейный отдых и досуг. Необходимо знать, что ребенок, особенно подверженный паническим атакам как никто нуждается в моральной поддержке и эмоциональном спокойствии. Не стоит упускать из виду и другие профилактические меры – здоровый сон, режим дня, регулярные занятия физическими упражнениями, увлечения. Помните, что Вы всегда можете обратиться за помощью к психологам и другим специалистом Центра.

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Тамара Евгеньевна Жиркова