Как развить навыки опрятности? Советы родителям

Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был чистым, умытым, аккуратно причесанным и умел убирать за собой игрушки. Некоторые дети от рождения любят находиться в чистоте и порядке, очень переживают из-за испачканной одежды и раскладывают игрушки в строго определенные места. Другие довольно равнодушно относятся к собственному внешнему виду и с удовольствием создают вокруг себя творческий беспорядок – их родителям только руками остается развести: «ну что с ним поделать?» Воспитание аккуратности одна из важных сторон в подготовке детей к самостоятельной жизни. Аккуратность — черта личности, выражающаяся в любви к порядку, тщательности в делах и точности, в исполнительности, дисциплинированности, а также во внешней опрятности. Уже в раннем возрасте родители должны прививать детям элементарные гигиенические навыки, объяснять, и показывать, что и как надо делать.
В своей статье я хочу рассказать родителям о формировании у детей раннего возраста навыка опрятности (умение пользоваться горшком).
Детская опрятность – это требования, соответствующие возрастным характеристикам и особенностям малыша. Многие родители задаются вопросом: как приучить ребенка к ней.
В течение первых месяцев и лет жизни тело является важным источником информации об отношении окружающих к личности и потребностям ребенка, а также доступным ребенку средством выражения психического неблагополучия.
Формирование доверия ребенка к окружающему его миру и позитивное отношение к самому себе зависит от того, как обращаются, заботятся, как относятся к телу и физическим потребностям ребенка значимые для него взрослые.
Обращение взрослого с телом ребенка должно быть бережным и деликатным, чтобы ребенок сформировал позитивное отношение к своему телу и ощущал себя достойным уважения и любви.

Что нужно знать родителям о созревании системы контроля ребенка?
Сознательно управлять процессами мочеиспускания и дефекации ребенок может только тогда, когда он физиологически и психически созрел. И это созревание приблизительно завершается к 2 годам у типично развивающихся детей.

Важно помнить родителям, что, негативная реакция взрослою приводит к формированию низкой самооценки у ребенка, пренебрежительному отношению к своему телу и к себе самому.

Поэтому негативное обращение к ребёнку, если он описался или обкакался, недопустимо. Родителям необходимо исключить раздражение в интонации и следующие фразы: «Ай ай ай», «Фу-у, ты обкакался», «Какой не хороший(ая)» и т.д.
Лучше говорить ребенку: «Ты пописал», «Ты накакал в штанишки», «Давай я тебя переодену». Эти спокойные обращения, констатирующие событие, помогают ребенку осознавать, что с ним произошло, и что следует делать. Детям старше 18 месяцев также сообщается, что есть горшок, и что взрослый может помочь им воспользоваться.
Помните! Насильственное высаживание, игнорирование плача и сопротивление ребёнка, наносит ему психологическую травму. Оно приводит к появлению у ребенка страхов и тревог вокруг горшка. Дети, чье приучение к горшку сопровождается негативными словами и действиями со стороны взрослых, могут стать более конфликтными, сопротивляющимися, замкнутыми, обидчивыми.

Рекомендуется уважать сопротивление и нежелание ребенка садиться на горшок, пригласить его сходить в туалет через некоторое время. Взрослому рекомендуется прислушиваться к своим чувствам. Если вы начинаете раздражаться, если у вас возникает желание силой усадить ребенка на горшок удержать его на горшке, – остановитесь. Не переводите свое желание в действие. Спокойно скажите ребенку: «Я повела тебя в туалет. Но я вижу, что ты сейчас не хочешь на горшок. Мы можем попробовать позже». Если ребенок сам не обратится к вам за помощью, через некоторое время спросите его, не захотел ли он сходить в туалет. Тем самым вы поможете ребенку лучше осознавать его потребности и начать самостоятельно регулировать их в условиях безопасности и доверия. Вы также избавите ребенка от многих болезненных состояний, как в детском, так и во взрослом возрасте.

Как узнать, готов ли ребенок использовать горшок?
Нужно знать сигналы, свидетельствующие о готовности ребенка перейти от памперсов и подгузников к использованию туалета.
Чтобы успешно пользоваться горшком, дети должны чувствовать позыв к опорожнению, им нужно знать, что этот позыв означает, уметь удерживать опорожнение, дойти до туалета, снять штанишки, сесть на горшок, достаточно расслабиться, чтобы сходить. Пока ребенок не созреет физиологически и психически, чтобы проделать все вышеперечисленные действия, он не готов к использованию горшка.
Дорогие родители не поддавайтесь на побуждения друзей и родственников начать приучение к горшку вашего ребенка, который еще к этому не готов. Для вас и вашего ребенка лучше, если вы подождете.

Вот определенные сигналы, которые помогут родителям помочь ребенку усвоить навыки опрятности!
1. Начало осознавания. В период между 12 и 18 месяцами вы можете заметить, как ребенок замирает или изменяет выражение лица при дефекации. Это – сигнал, что ваш ребенок начинает осознавать этот процесс.
2. Игра прерывается. Между 18 и 24 месяцами ваш ребенок может прервать игру в момент начала дефекации. Очень полезно называть этот процесс, например, говорить ему, что он какает, он хочет на горшочек. Если вы обозначаете поведение в момент, когда оно происходит, ребенок может начать использовать его, чтобы сообщить о своем желании.
3. Ваш ребенок хочет, чтобы его переодели. Ребенок словами или жестами сообщает о своем желании, чтобы его переодели. Позже ребенок может проявлять заинтересованность в том, чтобы оставаться чистым и избегать потребности в переодевании.
4. Дольше остается сухим. Когда дети остаются сухими 2 часа и более, это свидетельствует о начале обретения контроля за сфинктерами. Это обычно происходит после 18 месяцев.
5. Ваш ребенок сообщает, что хочет на горшок. Многие дети интересуются, как взрослые или другие дети пользуются туалетом и хотят быть как «большая девочка» или «большой мальчик», имитируя их. Имитация может быть эффективной, когда вы не испытываете дискомфорта, если ребенок смотрит на взрослых или старших детей. Некоторые дети распознают свое желания и сообщают о нем окружающим, говоря «а-а», «пи-пи» и т.п., и взрослому остается лишь вовремя доставить горшок.

Не стоит родителям приучить ребенка к горшку очень рано. Например, сажать ребенка на горшок, когда, кажется, он должен испытывать потребность писать или какать. Это называется «перехватить», «подловить». Однако есть веские причины не стимулировать приучение к горшку слишком рано.
• Если вы «подхватываете» вашего ребенка до того, как процесс уже произошел, вам может показаться, что раннее приучение к горшку работает. Но на самом деле ребенок не просится и не идет на горшок самостоятельно. И когда случается, что ребенок сходил не в горшочек, это становится причиной фрустрации (фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным) и для взрослого, и для ребенка.
• Даже если дети не понимают, зачем их сажают на горшок, они чувствуют, что от них чего-то ожидают. Детям не нравится разочаровывать. И после долгого ожидания они могут чувствовать себя очень плохо, т.к. не сделали того, чего от них хотели
• Дети, которых рано начали приучать к горшку обычно не научаются контролировать сфинктеры раньше, чем дети с более поздним началом приучения.
• Родители, рано начавшие приучать ребенка к горшку, с течением времени тратят на приучение больше времени, по сравнению с семьями, которые начали это с детьми, когда те были готовы.
• Слишком раннее подталкивание ребенка к использованию горшка может вызвать у него тревогу, которая вызывает как более частые «происшествия», так и задержку в приучении к горшку.

Следуя этим простым, но важным и последовательным принципам вас обязательно ждет успех в развитии навыков опрятности у вашего малыша!

Лукиных Наталья Александровна,
специалист по социальной работе
отделения раннего вмешательства для детей
до 3 лет (абилитация младенцев)