Как защитить своего ребенка от педофила?

К сожалению, такая опасность практически всегда висит над детьми, если они остаются даже на короткое время сами по себе. Дети-инвалиды находятся в особой группе риска, потому как представляются педофилу легкой жертвой. Такой ребенок может запросто согласиться пойти куда-то с незнакомым взрослым, не понять происходящего или не быть в силах убежать.

Самая распространенная схема действия педофила – войти в контакт с ребенком, представиться знакомым, сказать, что за ним прислала мама, или предложить что-то очень интересное. Такой человек может немного поиграть с детьми, заручиться их доверием и уже затем с позиции якобы знакомого человека их куда-то к себе позвать. Из-за частого контакта со специалистами социальных служб и врачами такие дети более доверчивы к взрослым, что представляет большую опасность.

И не стоит полагать, что педофил – это только взрослый мужчина, женщина также может принимать участие в преступлении, выступая в роли посредницы. Бывают случаи, что посредниками становятся и незнакомые ребенку бабушки.

Вот несколько рекомендаций родителям:

  1. Необходимо говорить с ребенком об интимной безопасности. Зачастую родители этого не делают и считают, что ребенок не готов к такой информации лет до 12;
  2. Для обучения реакции на незнакомца бесполезно учить ребенка как “не ходи, не говори, не делай”, ребенок должен четко понимать алгоритм и порядок в сложной ситуации;
  3. Ребенок должен знать опасные места – чужая машина, любое замкнутое или темное пространство с посторонним человеком. Их нужно уметь распознавать и избегать. И учиться, что делать, если вдруг приближаешься к такому месту или кто-то туда зовет;
  4. В ситуации близкого контакта, если ребенок остался с посторонним наедине в малолюдном месте и понял, что происходит что-то не то, он должен уметь за себя постоять. Не стесняться кричать, не думая о том, что окружающие (или этот человек) о нем подумают плохо или будут его стыдить;
  5. Важно учить детей рассказывать о новых знакомствах на детских площадках, улице, в саду и школе. Дать своему ребенку понять, что вне зависимости от того, сколько он играл с чужим человеком на площадке, как часто его видел, это не делает его знакомым. Важно соблюдать дистанцию и предупреждать родителей о таких контактах.

Формулировки для детей должны звучать и отрабатываться на практике в формате инструкций: если к тебе подошел незнакомый человек, соблюдай дистанцию, откажись от его предложения, уходи сразу в безопасное людное место, если можешь, то созвонись с родителями и расскажи им, что произошло.

Также родителям и близким важно обращать внимание на изменения в поведении своих детей. Бывают ситуации, когда с ребенком случилось что-то страшное, но он боится рассказать об этом родителям. Нужно обращать внимание на насильственные следы на его теле – это могут быть царапины, синяки, следы крови. Чем меньше ребенок, тем больше физиологических проявлений: энурез, ночные кошмары, крики, отсутствие аппетита, недосыпание, головные боли, тики – любые неврологические симптомы.

Дети постарше могут вообще никак не проявлять свою травму. Поэтому важно разговаривать с ребенком и объяснять, что, в случае если произойдет нестандартная ситуация, его не будут ругать, стыдить, винить или наказывать. Главное, чтобы он поделился тем, что с ним произошло, а родители всегда помогут.

С уважением, психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов
Тамара Евгеньевна Жиркова