Рекомендации психолога родителям детей с задержкой психического развития.

Сегодня мы поговорим, о том какую помощь могут оказать родители, если в семье есть ребёнок с задержкой психического развития.

Прежде всего не следует смотреть на ребёнка как на маленького и беспомощного. Не стоит постоянно опекать, например, в место него собирать его школьный портфель, контролировать каждое действие при выполнении домашних заданий. Рекомендую не подчинять всю жизнь в семье ребёнку: за него делать всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Подобная гиперопека детям приносит больше вреда, чем пользу. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Безусловно, контроль нужен, но его необходимо организовать не «над», а «рядом».

Постарайтесь не предъявлять завышенные требования ребёнку. Потому что перегрузка, особенно интеллектуальная, влечёт за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но вы можете столкнуться с проявлением агрессии, срывов в поведении и резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя действие, ребёнок не может его выполнить, как следствие начинает нервничать, теряет интерес и веру в свои силы.

Для того, чтобы сохранить работоспособность ребёнка с ЗПР, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью. Настоятельно рекомендую внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

Не забывайте, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

Помните, самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей, а особенно его семьи и близких. Важно, чтобы ребёнок верил в свои силы, вместе с тем испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны хрупкой психики ребёнка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте вопросы своему ребёнку вопросы о том, что он узнал нового на уроках. Есть вопрос, значит есть работа мысли. Есть мысль, значит активизируется память. Не теряйте из виду, что познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на лёгком, доступном ребёнку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребёнке веру в свои силы, снимают напряжённость, но и способствуют поддержанию активного и комфортного состояния.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам своего ребёнка. И тогда очень скоро учебный процесс превратиться в увлекательное приключение!

 

С заботой о Вас психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов

Нацвлишвили Эльза Ивановна.