Типы проявления привязанности между матерью и ребенком раннего возраста

Привязанность – это тесная эмоциональная связь, которая возникает у ребенка с мамой сразу после его рождения и является основой развития для дальнейшего взаимодействия с миром. Легко ли будет малышу вступать во взаимоотношения с другими детьми? Как он будет развиваться и познавать мир? Все это будет напрямую зависеть от того, как мама взаимодействует с ребенком и какую привязанность в нем формирует. Сформировать привязанность можно как здоровую, так и нет. И зависит это от взаимодействия малыша и мамы.

 


Для того, чтобы формирование привязанности шло наиболее благоприятно, важно установить и поддерживать с малышом комфортные отношения. В этой статье родители могут подробно ознакомиться с четырьмя видами привязанности, поведением, которое их формирует и возможными последствиями для того, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее психологически-благоприятные стратегии поведения для выстраивания отношений со своим малышом.
1) Надежная привязанность – это здоровый вид привязанности, который формируется у детей, которые растут в счастливых, эмоционально-теплых и любящих семьях. Малыш всегда получает нежность и любовь от мамы, когда они ему требуются. При таком виде привязанности малыш развивает способность любить, понимать собственные чувства и чувства других людей, учиться и получать знания, логически мыслить, испытывать самоуважение и строить отношения с другими людьми. Она оберегает от многих психосоматических заболеваний и снижает риски возможных задержек в развитии.
2) Тревожно-избегающий тип привязанности – когда родители не реагируют на потребности малыша и отвергают его, формируется именно такой тип привязанности. В поведении родителей это проявляется следующим образом: когда малыш плачет, мама приходит на помощь в данной ситуации, при повторении аналогичных обстоятельств – в следующий раз игнорирует. Ребенок не знает, защитят ли его, успокоят и придут ли к нему на помощь. Такое поведение взращивает у ребенка растерянность и неуверенность в себе. У малыша наблюдаются следующие поведенческие проявления: ему сложно взаимодействовать с другими детьми, он ни с кем не играет на детской площадке, часто боится и пугается.
3) Дезориентированная привязанность – формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию. Дезорганизующую привязанность у малыша формируют частые наказания, противоречивое поведение мамы, угрозы не пойти гулять, лишение игрушек или вовсе отказы взаимодействовать с малышом. В поведении ребенка это проявляется в закрытости, замкнутости, он ни с кем не дружит, а если и появился друг- быстро теряет к нему интерес и убегает. Мир становится небезопасным и непредсказуемым.
4) Амбивалентная привязанность – формируется тогда, когда ребенок не знает наверняка, что получит необходимые любовь и поддержку от папы и мамы. Родители то дают и разрешают, то запрещают, то сближаются с ребенком, то отталкивают его, то хвалят, то игнорируют. Ребенок начинает цепляться за них, чтобы не потерять. В поведении могут наблюдаться такие проявления, что будто ребенок старается проявлять себя громче, начинает баловаться и шуметь, чтобы привлечь внимание родителей. Малыш будет расти беспокойным, тревожным и чувствовать себя покинутым и одиноким.
Если вы заметили какие-то нежелательные проявления своего поведения или уже наблюдаете что-то из вышеупомянутого у своего ребенка, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту раннего вмешательства и получить рекомендации по выстраиванию взаимоотношений со своим малышом.

Жаркова Екатерина Вячеславовна,
специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере отделения
раннего вмешательства для детей
в возрасте до 3 лет (абилитация младенцев)