Воспитание криком. Статья для родителей и педагогов.

Примерно до 30х годов XX века, понятия Детской психологии не существовало как такового. Дети не воспринимались как отдельные личности, и, порой, в ход шли любые методы обучения и воспитания. Относительно недавно, только с 50х годов, в школах ввели запрет на физические наказания детей. Бить перестали, а кричать продолжаем. Сегодня мы живем в мире информации и научных открытий, и понимаем, что не весь опыт предыдущих поколений был верным.
Что же происходит с ребенком, на которого кричат? Здесь стоит отметить, что ущерб от крика, прежде всего родителей или учителей, может быть разным для разного типа детей. Но пользы такие приемы еще не принесли никому. Самый тяжелый ущерб мы наносим так называемым «музыкальным» деткам, тем, кто, согласно своей природе, воспринимает информацию прежде всего на слух. Когда мы кричим на такого ребенка, то лишаем его своей природной способности воспринимать информацию на слух, а, возможно, даже убивая в нем его музыкальный талант, и, тем самым, делаем несчастным, не способным реализовывать природные свойства в жизни. Как это работает?
Что такое крик изначально? Это предупреждение об опасности. Древний человек, услышав такой сигнал своего соплеменника, мгновенно срывался с места и бросался в бегство, спасаясь от леопарда. Крик – это сильнейший стресс, выплеск адреналина и блокирование сознания, когда нет времени на размышления, в какую же сторону бежать, чтоб мгновенно и не думая залезть на дерево.
Самый суровый хищник, медведь гризли, боится крика, как огня. Единственный шанс спастись от него – орать во все горло и размахивать руками!
Древние люди, охотясь на мамонта, выходили к нему стаей и орали, шумели, стучали. Напуганное животное, не вынося шума, бежало в другую сторону. А там – то же самое. Таким образом, мамонта загоняли в яму. 
В полиции США на допросе используется прием – криком и оскорблениями добиваться от преступника признания, создавая невыносимую обстановку.
Некоторые мамы жалуются на своих детей, что те, как будто, их не слышат. «Я ему 10 раз сказала убрать игрушки, в итоге – ноль реакции». На самом деле, конечно, ребенок слышит и понимает смысл слов, но, при этом, не появляется эмоциональный отклик на мамину просьбу. Так происходит, когда дети систематически подвергаются крику, постепенно теряя способность воспринимать информацию на слух.
С момента поступления ребенка в школу, мы делегируем обучение и воспитание наших детей образовательному учреждению. И то, какой результат мы получим на выходе – наша общая ответственность. Чаще всего, у детей бывают сложности с обучением по тем предметам, учителя которых позволяют себе повышать голос на уроках. Здесь даже нет принципиальной разницы, кто именно жертва. Если кричат на одноклассника, трясет весь класс, потому что, у детей нет личной системы безопасности, существует лишь коллективная. Обижают одного, плохо всем. 
И происходит описанный выше процесс. Дети слышат крик, получают стресс, следовательно, идет выброс адреналина и блокировка сознания, а значит, и памяти, что, по сути, делает невозможным сам учебный процесс. И так далее. Утрачивается способность воспринимать информацию на слух, то есть, способность к обучению. Постоянный стресс в школе не только сводит к нулю образовательный процесс, но и вызывает ненависть к учебе. Разве можно любить то, что доставляет душевную боль? Таким образом, главная естественная потребность детей, потребность обучаться, превращается в бесконечную борьбу, отнимающую все силы и ресурсы. 
Вот почему, в наших интересах выстраивать учебный процесс и отношения с детьми в спокойной и безопасной обстановке, помогая развиваться и реализовываться в жизни.

 

Радугина Екатерина Михайловна,
психолог социально-трудового отделения для людей с нарушением интеллекта.